В Конституции Абхазии закрепили запрет абортов

Президент Абхазии Рауль Хаджимба накануне подписал закон о внесении в Конституцию республики концептуальных изменений. Глава 2 Основного закона дополнена статьей, констатирующей: "Абхазия признает ценность и неприкосновенность семейной жизни, принимает меры по защите и укреплению семьи как основного и независимого института. Государство в равной степени защищает жизнь матери и нерожденного ребенка", сообщает "Русская планета"

Таким образом, республика на высшем законодательном уровне присоединилась к клубу государств, запретивших аборты. Практически все его члены принадлежат к африканским и ближневосточным странам третьего мира.

Закон о полном запрете абортов в Абхазии (за исключением случаев внутриутробной гибели плода) и уголовной ответственности за криминальный аборт вступил в силу 9 февраля. Абхазское государство признало право нерожденного ребенка на жизнь с момента зачатия. По статистике, ежегодно в республике происходит чуть более 2 тысяч родов и около 800 абортов (всего с 1993 года в Абхазии их сделано почти 12 тысяч).

Большинство абортов делают по желанию женщины, семья которой не готова к появлению ребенка из-за тяжелых социально-экономических условий. Эта причина, по всей видимости, действительно имеет место. Стоимость "бесплатных" родов в сухумском роддоме составляет, как рассказала местная пресса, в среднем более десяти тысяч рублей. Качеством медицинской помощи при этом довольны далеко не все. И все это не считая обычных для каждой семьи трат на приданое для малыша.

Несмотря на союзнические отношения с Россией, на Абхазию не распространяется российская программа материнского капитала. Лишь на фоне широкого общественного обсуждения запрета абортов президент Хаджимба заговорил об изыскании резервов для единовременной выплаты 50 тысяч рублей на рождение ребенка. Понятно, что даже если эта сумма действительно будет выплачиваться, она невелика и не сможет решить финансовых проблем.

"Дети есть оплот и будущее любого государства, ребенок есть продолжение человеческого рода, а значит, продолжение и абхазского рода, — заявил автор законодательной инициативы, депутат абхазского парламента Саид Харазия. — Аборт — это искусственное сокращение численности и без того небольшого населения Абхазии".

Уточнение насчет "абхазского рода", хотя абхазы составляют лишь половину населения республики, не случайно. По итогам переписи 2011 года, в Республике Абхазия проживает всего 122 тысячи абхазов. Это порождает серьезные проблемы. Необходимость поиска брачного партнера внутри столь маленькой популяции приводит к тому, что немало женщин вынужденно отказываются от надежды устроить личную жизнь. Растет число детей с различными генетическими заболеваниями. У абхазов нет внутренних резервов увеличения рождаемости — остается лишь прибегать к запретительным мерам.

Местные врачи с тревогой отмечают, что аборты в Абхазии невозможны, даже если беременность угрожает здоровью и жизни матери (тогда как, например, в Польше, известной жестким антиабортным законодательством, в этом случае допускается искусственное прерывание беременности). "Во всем мире, где запрещены аборты, рассмотрены медицинские показания к прерыванию беременности, — напоминает главный акушер-гинеколог республики Рита Трапш. — Несмотря на явный прогресс в медицине, существуют болезни, не совместимые с беременностью. При целом ряде патологий беременность и роды связаны с большим риском как для матери, так и для плода". Мировая практика говорит о том, что запрет абортов ведет к увеличению криминальных абортов, в десятки раз увеличивается материнская смертность, считает она.

Практически полный запрет абортов вызвал острые дискуссии в абхазском обществе и социальных сетях. Значительная часть абхазов считает его неприемлемым.