Усталые, но довольные министры иностранных дел Ирана и шестерки позируют прессе. Затянувшийся переговорный марафон позади. На вопрос репортера, кто на церемонии самый счастливый, отвечает глава европейской дипломатии, сообщает "ТВ Центр".
Обещания подписать итоговое соглашение звучали неоднократно на разных европейских площадках, однако удалось это сделать только сейчас. Федерика Могерини назвала документ выгодным для всех, министр иностранных дел Ирана — неидеальным. Но в одном мнения сходятся: встречу в Вене можно считать исторической.
"Позвольте мне поблагодарить всех, кто участвовал в переговорах, кто способствовал поиску выхода из этого, на наш взгляд, искусственного кризиса. Достижение открывает новые горизонты для всего мирового сообщества. Сегодня мы открываем новую главу в нашей истории", — заявил министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф.
Кризис, о котором говорит министр, разгорелся 10 лет назад. Запад обвинил Тегеран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Евросоюз, США, Канада, Япония и Южная Корея ввели против Исламской республики санкции. Они коснулись экономической, финансовой, военной сфер и энергетики. Из-за нефтяного эмбарго Иран, ранее входивший в тройку мировых экспортеров, терял от 4 до 8 миллиардов долларов ежемесячно. Теперь у него есть шанс вновь выбиться в лидеры.
"Три года назад удалось вывести эти переговоры из глухого тупика благодаря предложенным именно российскими специалистами концепций поэтапности и взаимности. Окончательная договоренность полностью соответствует той задаче, которая была поставлена в российской концепции внешней политики, а именно - добиться признания права Ирана на мирную атомную деятельность, включая право на обогащение урана", — заявил глава МИД России Сергей Лавров.
Тегеран обязан ограничить развитие своей атомной программы на ближайшие 10 лет. В том числе снизить уровень обогащения урана и уничтожить часть центрифуг. Также страна увеличит квоту инспекторов МАГАТЭ и допустит их на все ядерные объекты. Отработанное топливо вывезут для переработки в Россию. Москва, кроме этого, примет участие в перепрофилировании ряда объектов для нужд медицинской промышленности.
Житель Тегенара Араш Саман: "Я счастлив, что после 10 лет испытаний согласие достигнуто. Санкции нанесли серьезный удар по нашей экономике. Людям жилось тяжело. Теперь мы станем частью глобального рынка".
Жительница Тегерана Мириам Наджари: "Этого решения ждали все. Наконец-то иранцы могут снова найти хорошую работу и вернуться к нормальной жизни".
Однако запрет на поставки оружия останется в силе еще на 5 лет. Отмена остальных санкций мгновенной не будет. Пока Евросоюз приостановил свои ограничения до середины января 2016 года. В США соглашение еще должен одобрить конгресс. Резолюция по иранской ядерной программе будет представлена Совбезу ООН в ближайшие дни. Над документом работали пять постоянных членов совета, поэтому есть вероятность его быстрого утверждения. Сергей Лавров подчеркнул, что нормализация ситуации вокруг республики открывает возможности для решения других мировых проблем, в том числе более эффективной борьбы с террористами "Исламского государства". Американским коллегам глава МИД напомнил об обещании их президента. 6 лет назад Барак Обама заявил: решение иранского кризиса отменит необходимость создания европейского сегмента ПРО. Теперь в Москве ожидают, что скажет на это Вашингтон.
Кристина Мамиконян, Дмитрий Поляков. "ТВ Центр".