У-2 называют самым легендарным советским самолетом Второй мировой войны, но создавался он в конце 1920-х годов для мирных целей. На У-2 обучалось большинство летчиков, с военной точки зрения самолет считался несерьезным. Однако с началом войны для боевых действий пришлось приспосабливать все имеющиеся в стране летательные аппараты. Призвали на фронт и учебный У-2.
"Небесный тихоход"
В 1927 году в конструкторском бюро Николая Поликарпова был разработан проект самолета первоначального обучения, который получил обозначение У-2. 7 января 1928 года летчик-испытатель Михаил Громов поднял новую машину в небо, после чего У-2 был запущен в серийное производство. Вскоре он стал основным учебным самолетом. На этом биплане в середине 1930-х годов готовили летчиков боевых, пассажирских и транспортных машин.
Его отличали простота в управлении и надежность. У-2 прощал молодым пилотам многие ошибки и делал процесс обучения весьма эффективным, позволяя отрабатывать фигуры высшего пилотажа. За свою особенность при выполнении штопора (для выхода из штопора достаточно было просто бросить ручку управления) У-2 получил прозвище "Ванька-встанька".
Конструкция У-2 была деревянной с полотняной обшивкой крыльев, рулей и хвостовой части фюзеляжа. Для удобства ремонта консоли верхних и нижних крыльев были взаимозаменяемы. Благодаря уникальным взлетно-посадочным характеристикам он мог взлетать и садиться на небольшие аэродромы и неподготовленные площадки. По схеме самолет У-2 - типичный биплан с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 лошадиных сил.
К июню 1941 года было выпущено более 13 тысяч У-2 различных вариантов и модификаций. Первый опыт боевого применения машины показал, что в светлое время суток он имеет мало шансов на успех. Низкая скорость, отсутствие защиты экипажа и высокая уязвимость для любого стрелкового оружия потребовали пересмотра тактики применения У-2. Переход на действия ночью способствовал увеличению эффективности. Формирование первых ночных бомбардировочных полков началось в ноябре 1941 года.
Проанализировав полученный боевой опыт и учитывая особенности биплана, на его базе разработали новую модификацию – У-2ВС. Машину оснастили бомбодержателями и прицелом, в задней кабине разместили пулемет, сиденья пилотов защитили легкой броней.
Регулярными ночными налетами советские летчики изматывали противника, лишая солдат вермахта сна и возможности перегруппировки. Пилоты бесшумно, с приглушенными моторами, выходили на цель и с малой высоты сбрасывали бомбы. Небольшая скорость У-2 стала его достоинством – более скоростные самолеты порой проскакивали мимо цели. За ночь У-2 мог совершить несколько боевых вылетов. В итоге "Русфанер", как в начале звали его немцы, стал грозным противником. На У-2 объявили настоящую охоту: за каждый сбитый бомбардировщик летчик Люфтваффе получал железный крест и премию в две тысячи марок.
В 1944 году после смерти Николая Поликарпова У-2 переименовали в По-2. Он нес свою службу в рядах Красной армии до самой Победы, с эксплуатации снят в 1954 году.
"Ночные ведьмы"
К 1943 году насчитывалось более 60 полков вооруженных легкими бомбардировщиками У-2, был среди них и полностью женский - 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Своим появлением он обязан Марине Расковой. После начала Великой Отечественной войны она, будучи уполномоченной особого отдела НКВД и старшим лейтенантом госбезопасности, использовала свое служебное положение, а также личное знакомство со Сталиным, чтобы получить разрешение на формирование женских боевых частей.
Создали полк в октябре 1941 года, он был полностью женским: только представительницы "слабого пола" занимали все должности от механиков и техников до штурманов и пилотов. Руководила формированием Марина Раскова, первым и единственным командиром полка была летчица с десятилетним стажем Евдокия Бершанская.
27 мая 1942 года 115 девушек в возрасте от 17 до 22-х лет, прибыли на фронт, а первый свой боевой вылет они совершили уже 12 июня. Именно немцы прозвали советских летчиц "ночными ведьмами". Их слава быстро распространилась по всем фронтам. Летчицы брали на борт до 300 килограммов бомб, иногда девушки сознательно отказывались от парашютов в пользу нескольких лишних снарядов. Каждая только за одну ночь совершала до девяти боевых вылетов, нанося ощутимый ущерб силам противника. Зимой, когда ночи были длиннее, их количество увеличивалось в два раза.
Но не все вылеты проходили гладко. Боевые потери полка составили 32 человека. Ночь на 1 августа 1943 года стала самым трагичным эпизодом в истории "Ночных ведьм". Немецкое командование, решившее дать отпор бесстрашным летчицам, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей Me-110. Для летчиц подобное стало полной неожиданностью. В тут ночь были потеряны четыре самолета, на борту которых находились восемь девушек.
За годы войны летчицы совершили 24 тысячи боевых вылетов. Они принимали участие в битвах за Кавказ, за освобождения Крыма, Кубани, Польши и Белоруссии. Кроме того, "Ночные ведьмы" под покровом темноты снабжали боеприпасами и продовольствием советских солдат, находившихся в окружении войск вермахта. К концу ВОВ 23 летчицы полка были удостоены звания Героя Советского союза. 15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство девушек демобилизовано.