Оружие Победы: легендарный Т-34

К концу 30-х годов основным средним танком Красной Армии был Т-28. По мере развития артиллерии становилось очевидным, что броневую защиту этих машин требуется серьезно усилить. Поначалу решили обойтись простым техническим решением  - на танк установили дополнительные бронелисты. Это повысило защищенность машины, однако значительно увеличило массу, из-за чего ухудшились скорость и проходимость. Изменение ходовой части ощутимых результатов не принесло. Армия нуждалась в принципиально новом среднем танке.

27 февраля 1939 года прошло заседание комитета обороны, на нем рассмотрели чертежи двух новых танков – А-20 и А-32. Данные проекты были разработаны под руководством Михаила Кошкина. По итогам заседания конструктору поручили изготовить опытные образцы обоих танков в металле. Вскоре макеты были готовы: внешне машины получились практически идентичными, но в ходе испытаний выявлено, что А-32 имеет резерв по увеличению веса. Он и был использован для установки более толстой брони, без ущерба для других характеристик. Приказ о постановке Т-34 в серийное производство на заводе №183 подписан Комитетом обороны 31 марта 1940 года. В документе предписывалось изготовить первую опытную партию из 10 танков к первым числам июля.

Отец легенды

Михаил Ильич Кошкин был назначен главным конструктором бюро № 183 на Харьковском паровозостроительном заводе в декабре 1936 года. До этого он, сын крестьянина из Ярославской губернии, успел поработать кондитером, пройти службу в царской армии, с Красной армией принять участие в боях против белогвардейцев под Царицыным и Архангельским, пройти обучение в Коммунистическом университете имени Я.М. Свердлова и в Ленинградском политехническом институте.

В 1937 году конструкторское бюро №183 и лично Михаил Кошкин получают техническое задание – создать принципиально новый танк. По поводу новой бронемашины сразу же разгораются споры. Дискуссия ведется о типе ходовой части танка. Часть инженеров выступали за сохранение колесно-гусеничной ходовой. Кошкин же считал, что будущее принадлежит гусеничному движителю. По мнению конструктора, данный тип ходовой радикально улучшает проходимость танка, и обладает значительно большей грузоподъемностью. Именно это обстоятельство позволяет при одинаковых габаритах и мощности двигателя резко увеличить мощность вооружения машины и толщину брони.

В рамках технического задания конструкторское бюро Кошкина создало проекты двух танков – А-20 на колесно-гусеничном ходу и А-32 на гусеничном. В ходе испытаний бронемашин, которые были проведены в первой половине 1939 года, радикальных преимуществ ни у одной из них выявлено не было. Кошкину пришлось убеждать руководство армии и страны, что танк на гусеничном ходу обладает дополнительными резервами для увеличения толщины брони, повышения боевой массы не в ущерб скорости и маневренности. В то же время у второго образца такого запаса нет, а на снегу или пашне он без гусениц попросту застрянет.

Чтобы доказать свою правоту конструктор решается на выпуск двух опытных танков А-34, у которых гусеничный ход с пятью опорными катками позволил увеличить по сравнению с А-20 и А-32 боевую массу примерно на 10 тонн, а толщину брони поднять с 20 до 40-45 миллиметров. К заслугам Кошкина можно отнести и безошибочный выбор типа двигателя – именно он отстоял необходимость использования дизеля В-2.

Показ первых образцов А-34 в Кремле был назначен на 17 марта 1940 года. Однако к тому времени сборка двух прототипов Т-34 только завершилась, бронемашины уже ездили своим ходом, у них работали все механизмы, но еще не был наработан необходимый пробег (по нормативам тех лет пробег допущенных к показу и испытаниям танков должен был составлять более двух тысяч километров). Чтобы не сорвать "показательные выступления" новой машины и намотать необходимый пробег, Михаил Кошкин решил перегнать танки из Харькова в Москву своим ходом.

Принимая данное решение, конструктор шел на риск – опытные машины являлись секретным изделием, которое ни в коем случае нельзя было показывать населению. Один факт выезда на дороги общего пользования, правоохранительные органы могли расценить, как разглашение гостайны. На тысячекилометровом пути не обкатанная, толком незнакомая механикам-водителям и ремонтникам техника могла сломаться или попасть в аварию. Но в то же время пробег предоставлял уникальный шанс опробовать новые машины в экстремальных условиях, проверить правильность выбранных технических решений, выявить достоинства и недостатки узлов и агрегатов танка.

В итоге ответственность за перегон взял на себя лично конструктор. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из Харькова вышли два закамуфлированных танка в сопровождении тягачей "Ворошиловец". Часть пути Кошкин сам вел бронемашины, садясь за их рычаги попеременно с заводскими механиками-водителями. Для соблюдения секретности автоколонна двигалась вне дорог по заснеженным лесам, полям и пересеченной местности Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей. В таких условиях танки работали на пределе, было выявлено и устранено множество мелких поломок.

До столицы бронемашины добрались спустя шесть дней - 12 марта, а 17 числа их перегнали с танкоремонтного завода в Кремль. Демонстрация опытных образцов стала триумфом новинки. Танки понравились руководству страны. Даже Сталин отметил изящную быструю машину. После показа оба танка подвергли испытаниям на полигоне в Кубинке, контрольному обстрелу из орудий разного калибра, который показал высокий уровень защищенности машин.

В апреле автоколонне предстоял обратный путь в Харьков. Кошкин предложил проделать его не на железнодорожных платформах, а своим ходом по весенней распутице. В  дороге один из танков провалился в болото. Михаил Кошкин, который еще во время первого пробега подхватил простуду, сильно промок и замерз. Вернувшись в Харьков конструктор надолго попал в больницу, его состояние ухудшалось, пришлось удалить одно легкое. 26 сентября на 42 году жизни "отец" легендарного Т-34 скончался.

Создание легенды

Т-34 получил V-образный 38,8-литровый алюминиевый двигатель марки В-2. Номинальная мощность мотора составляла 450 лошадиных сил при 1750 об/мин, максимальная – 500 л.с. при 1800 об/мин, эксплуатационная – 400 л.с. при 1700 об/мин. Двигатель отличался прогрессивной для своего времени схемой газораспределения. В каждой головке цилиндров находилось по два распределительных вала. Привод осуществлялся не цепью или ремнем, а валами – по одному на каждую головку. После модернизации в 1941 году картер двигателя В-2 стали выпускать из чугуна (ранее он был изготовлен из силумина), он получил название В-2-34.

Ходовую часть боевой машины составляли по пять больших сдвоенных опорных катков с каждой стороны, ведущие колеса сзади и направляющие колеса спереди. Они имели индивидуальную пружинную подвеску. Пружины были установлены наклонно в шахтах по бортам бронекорпуса. Подвески первых катков в носовой части защищались стальными кожухами. В разные годы и на разных заводах выпускалось не менее семи типов опорных катков. Сначала у них были резиновые бандажи, потом из-за дефицита резины пришлось выпускать катки без бандажей с внутренней амортизацией (в таком варианте танк сильнее грохотал). Гусеницы Т-34 были стальными, гребневого зацепления, состоявшие из чередовавшихся 37 гребневых и 37 "плоских"  траков. На боевых машинах ранних выпусков гусеница имела ширину в 550 миллиметров и состояла из 74 траков, на танках более поздних выпусков гусеница имела ширину 500 миллиметров, а число траков было сокращено до 72. В комплектацию боронемашины также входили по два запасных трака и два домкрата.

Орудием главного калибра, которое установлено на башне, сначала служила пушка Л-11 – 76,2 миллиметра со стволом, имевшим длину 30,5 калибров и начальной скоростью бронебойного снаряда – 612 метров в секунду. Практическая скорострельность в условиях танка составляла один – два выстрела в минуту. Данное орудие было весьма сложным и дорогим в производстве. С пушкой Л-11 было выпущено чуть более 450 машин. В 1941 году, специально для Т-34 была спроектирована пушка Ф-34 также калибра 76,2 миллиметра, но со стволом длиной 41,5 калибра, значительно превосходившая Л-11.

Обе пушки использовали один ассортимент боеприпасов: унитарные выстрелы к 76,2-миллиметровой дивизионной пушке образца 1902/30 годов и 76,2-миллиметровой полковой пушке образца 1927 года. Боекомплект орудия на Т-34 выпуска 1940-1942 годов состоял из 77 выстрелов, размещавшихся в чемоданах на полу боевого отделения и в укладках на его стенках. На танке выпуска 1942-1944 года, боекомплект был увеличен до 100 выстрелов. В него могли входить выстрелы с калиберными, подкалиберными бронебойными, осколочно-фугасными, шрапнельными и картечными снарядами. Подкалиберные снаряды из-за наличия в них вольфрама были на протяжении всей войны в дефиците и в боекомплект включались лишь при наличии вероятности отражения танковых атак. Вспомогательным вооружением Т-34 был курсовой пулемет ДТ калибром 7,62.

Броневой корпус Т-34 собирался из катаных плит и листов гомогенной стали толщиной 13, 16, 40 и 45 миллиметров, после сборки подвергавшихся поверхностной закалке. Защита танка была выполнена с рациональными углами наклона. Лобовая часть состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 миллиметров: верхняя плита, располагалась под углом в 60 градусов к вертикали. Благодаря этому лист лобовой брони в 45 миллиметров работал как вертикальный толщиной в 90 миллиметров. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину - 45 миллиметров. Верхняя часть бортов состояла из 40-миллиметровых плит, расположенных под углом в 40 градусов. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-миллиметровых плит. Днище танка имело броню толщиной до 16 миллиметров.

Главным в конструкции танка было гармоничное сочетание его основных боевых свойств – высокой огневой мощи, надежной броневой защиты и высокой подвижности. Длинноствольная 76,2-миллиметровая пушка могла поразить танки противника на дистанции в 1,5 километра. Броневые листы корпуса и башни были расположены под рациональными углами наклона, зачастую немецкие снаряды просто отскакивали от Т-34. Также преимуществом советского танка была простота изготовления.

Войска вермахта столкнулись с советской новинкой летом 1941 года. В самом начале войны немцы были уверены в превосходстве своих танков. По данным германской разведки, Красная Армия имела устаревшую бронетехнику. Немецкие танкисты, впервые встретившиеся с Т-34, отмечали его скорость и маневренность. При этом германские танки не могли нанести ему существенный урон. Вскоре боевая машина завоевала уважение противника.

Модернизация

Несмотря на все плюсы, Т-34 нуждался в модернизации, ведь противник также совершенствовал свою технику. Конструкторам поставили довольно простую задачу – увеличить количество выпускаемых танков. Но для выполнения этой цели в Т-34 было внесено несколько тысяч изменений. Так, в начале 1942 года была изменена конструкция башни. Она стала просторнее, а технология ее производства упростилась. Из-за шестигранной формы новый Т-34 получил прозвище "гайка".

В конце 1942 года на полях сражений стали появляться новые танки вермахта. В январе 1943 года один из них был захвачен Красной армией под Ленинградом. Это был тяжелый танк Т-6, известный как "Тигр". После обследования машины противника советское командование пришло к выводу, что пушка Т-34 нуждается в модернизации – 76,2 миллиметра не хватало для эффективной борьбы.

Данные выводы подтвердились летом 1943 года, когда под Курском в районе железнодорожной станции "Прохоровка" состоялось танковое сражение. В этих боях Красная Армия вплотную столкнулась с "Тиграми" и "Пантерами". В битве на Курской дуге советские войска одержали победу, но данное противостояние заставило ускорить работы по модернизации танков.

В декабре 1943 года на вооружение были приняты танки Т-34 с новой башней и пушкой калибра 85 миллиметров, также был увеличен экипаж машины до пяти человек – появился наводчик, а командир танка мог в полной мере управлять боем. С начала 1944 года в стране начали активно наращивать производство Т-34-85 – такое обозначение получил усовершенствованный танк. Новая машина не могла бороться с "Тиграми" на равных, но при умелых действиях экипажа он становился достаточно грозной силой. Т-34 выигрывал, как правило, за счет маневренности и проходимости, там, где тяжеловесные немецкие танки застревали, советские машины проходили без особых проблем. Занимая наиболее выгодные позиции для выстрела, танкисты Красной Армии поражали бронетехнику противника в менее защищенные места – борта и корму.

Т-34 против "Тигр"

В отличие от Т-34 немецкий тяжелый танк "Тигр" создавался в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к боевым машинам своего класса. Тяжелый танк по определению должен быть доминантой на поле боя, при этом спектр решаемых им задач также достаточно широк. На момент создания, например, немцы планировали применять "тигры" в качестве своего рода тарана, проламывавшего при наступлении советскую оборону. Однако реалии Восточного фронта внесли свою поправку, и на протяжении всей своей боевой карьеры "Тигр" использовался в качестве танка-истребителя. Немцы раньше других стали рассматривать танки как наиболее эффективное противотанковое средство, и "Тигр" пришелся как раз кстати, особенно в условиях подавляющего большинства Красной армии в количестве боевых машин.

Компоновка "Тигра" представляла собой классический немецкий вариант с передним расположением трансмиссии. Данная компоновка, благодаря объединению отделений управления и трансмиссионного, позволила отвести под боевое отделение больше места. Последнее обстоятельство было для немецких конструкторов, всегда стремившихся обеспечить высокую эффективность применения вооружения, весьма важным. В итоге объем боевого отделения "Тигра" стал наибольшим среди танков Второй мировой войны.

Компоновка "Тигра" обеспечивала комфортные условия экипажу в бою и позволяла рационально и удобно разместить внутренние агрегаты. Техническое обслуживание трансмиссии осуществлялось без выхода экипажа из танка. Вместе с тем при более сложных неисправностях ее демонтаж без снятия башни был невозможен.

"Тигр" был оснащен 88-миллиметровой пушкой, двигателем в 700 лошадиных сил и 100-миллиметровым лобовым листом брони. Экипаж машины состоял из пяти человек. Танк мог развивать скорость до 40 км/ч.

Т-34 не превосходил "Тигр" ни в чем, кроме подвижности, что не удивительно. Как правило, именно в этом тяжелые танки уступают боевым машинам более легкой весовой категории. Отсюда напрашивались два варианта ведения боя с "Тигром": либо сблизиться на максимальной скорости и навязать маневренный бой на малых дистанциях, либо находясь в засаде, подпустить вражеский танк на предельно допустимую дистанцию и открыть огонь в упор. На малых расстояниях боя "Тигр" терял свои основные преимущества в вооружении и броневой защите. Интенсивно маневрировать, особенно на местности, он не мог. Тут в полной мере сказывались его основные недостатки: слишком большая масса, вызванная нерациональным расположением броневых листов корпуса и башни, применение ходовой части с шахматным расположением катков.

Оба способа ведения боя были рискованными и требовали высокого уровня подготовки экипажа и психологической устойчивости. Если эти условия выполнялись, то у "Тигра" не оставалось шанса одолеть Т-34.

Т-34 против "Пантера"

"Пантера" получила переднее расположение трансмиссии. При наибольшем внутреннем объеме немецкий танк был вооружен и бронирован слабее, чем боевые машины, создаваемые для борьбы с ним. Дело в том, что основным требованием к компоновке для германских конструкторов стало обеспечение эффективного применения вооружения. Главное внимание уделялось обеспечению высокой скорострельности, что и было достигнуто за счет применения артсистемы среднего калибра и создания комфортных условий для экипажа в боевом отделении. Требуемого бронебойного действия удалось достичь за счет высокой начальной скорости и конструктивной отработки снарядов.

"Пантера" имела на вооружении 75-миллиметровую пушку. Двигатель, мощностью 700 лошадиных сил, позволял немецкому танку разгоняться до 46 км/ч. Экипаж машины состоял из пяти человек. Имела "Пантера"  и внушительную броню – толщина верхнего лобового листа составляла 85 мм.

Однозначное превосходство советской боевой машины над "Тигром" в маневренности не распространялось на "Пантеру", во всяком случае, это преимущество Т-34 не было решающим фактором. Неудивительно, что большинство ветеранов-танкистов считают "Пантеру" более серьезным противником, чем "Тигр". По уровню защищенности немецкий танк превосходил Т-34. Слабым местом "Пантеры" была бортовая броня. Именно в борт и стремились поразить ее советские танкисты.

За четыре года боев танк, созданный в конструкторском бюро Кошкина, завоевал славу лучшего танка Второй мировой. Он был самым массовым танком во время Великой Отечественной войны, участвовал во всех крупных сражениях, освобождал от захватчиков города и страны, прошелся по Красной Площади во время первого парада Победы. Официально танк Т-34-85 был снят с вооружения только в 1993 году. Сегодня Т-34 стал героем десятков фильмов и видеоигр, а в некоторых странах советский танк все еще находится на вооружении.

Над проектом работали: Георгий Коровин, Елена Скутнева, Денис Нарыльнев. TVC.RU. 

За помощь в организации съемки благодарим ФГАУ "Центральный музей бронетанкового вооружения и техники" Министерства обороны РФ.