Погода продолжает чудить. Уже вторую неделю центральные регионы России, где установилась жаркая погода, заливают рекордные мегаливни. Которые не приносят облегчения, даже ночью температура выше нормы почти на 7 градусов. И ливни, и высокая влажность, и душные жаркие ночи - это всё приметы тропиков, совсем другого климатического пояса, нежели тот, к которому мы привыкли. Что это значит и чем это чревато?
Яркое солнце, освежающий коктейль и, конечно же, манящая лазурная гладь воды. Если кто-то вдруг подумал, что "тропики у нас" будут выглядеть исключительно так, то он глубоко заблуждался.
Этот июнь в средней полосе за три недели уже вдвое перевыполнил месячную норму осадков. И может войти в тройку самых дождливых за 145 лет. Мощные потоки воды, грозы и ураганы. За считанные минуты в четверг центр Москвы оказался во власти 10-бального шторма "Эдгар".
Воды по пояс и в центре Казани. А в Подмосковье замечен настоящий смерч! Заливает Тамбовскую, Липецкую, Рязанскую области. Бушует стихия на Дальнем Востоке и в Западной Сибири. Причем, масштаб проблемы без преувеличения планетарный! Казалось бы, что общего у Москвы, Новосибирска, Берлина и Вашингтона. Оказывается, климатический пояс. Который до недавнего времени считался умеренным.
Плюс к этому экстремальная жара. В американской столице сейчас до 37 градусов. Не выдерживают даже кажется видавшие и не такое журналисты президентского пула. И это отнюдь не яркая метафора или очередная страшилка, подтверждают ученые. Призывая пересмотреть знакомые всем со школы климатические зоны.
"Есть такая карта смещения температуры относительно городов 100-200-300 лет назад. Если смотреть на эту карту, то Берлин уже находится на уровне Рима. А Москва – на уровне Стамбула", - рассказал Илья Заливухин, архитектор, градостроитель.
А это значит, что вместо комфортных +20 летом - изнуряющие + 28. И то если повезет. Ведь чаще столбики термометров уверенно устремляются куда-то выше 30-градусной отметки. О причинах таких резких климатических изменений спорят долго и много. Увеличение солнечной активности, парниковые газы, замедление океанических течений, таяние ледников и шире – глобальное потепление или даже похолодание. Всё это так или иначе влияет на климат. Впрочем, московские ученые уверены: не последнюю роль в климатической трансформации сыграли города:
"Модель, построенная учеными, показала, что мегаполисы, отдавая тепло и влагу, усиливают экстремальные погодные явления. Город способствует тому, что возникает шквал, смерч и крупный град. Также в городе возникают комплексные явления — экстремальные осадки с экстремальными ветрами. Общий вывод очевиден: с изменением климата города становятся зоной риска для своих жителей, а высокие темпы урбанизации их только усиливают".
Например, из-за обилия бетонных конструкций воздух за ночь не успевает охладиться до комфортной температуры. Нашему организму важно, чтобы дневные и ночные показатели окружающей среды отличались как минимум на 10 градусов. Только тогда человеку обеспечен восстановительный сон. А так называемые 20-градусные "тропические ночи" лишь изматывают организм. Повышая риск инфарктов и инсультов. Не спасают и кондиционеры. Создающие резкий температурный контраст, который не менее губителен для сердечно-сосудистой системы.
К тому же, большинство наших зданий изначально проектировались для другого - умеренного климата. Пожалуй, самый показательный элемент - ливнёвки. Почти 8 тысяч километров труб, 113 с половиной тысяч колодцев, из которых вода попадает в так называемый дождеприёмник. А уже оттуда – в подземный коллектор. Затем сразу 4 ступени отчистки. Московская система отлажена до мелочей. Правда, против законов физики бессильна. Для тропиков характерны так называемые залповые ливни – кратковременные, но интенсивные.
Мощный поток воды упирается в ограниченное пространство. Специалисты называют это "эффектом ванны". Ведь спроектирована система для нормальных условий, когда такие мегаливни, а следовательно потопы и наводнения, были один раз в 3-5 лет. И не надо думать, что это исключительно российская проблема. Регулярно топит Берлин и другие немецкие города, Рим и север Испании.
"Сейчас это, конечно, происходит во всём мире. То есть больше выпадает именно таких больших единовременных осадков. Поэтому города, конечно, подготавливают и меняют, модернизируют свою ливнёвую инфраструктуру. Свою инженерную инфраструктуру. Делают дополнительную ливневку. Делают контейнеры большие подземные для того, чтобы собирать там дождевую воду, которая резко выпадает", - отметил Илья Заливухин.
А еще служит идеальным рассадником для переносчиков тропических болезней, вроде лихорадок Денги и Чикунгунья. Это еще одна глобальная проблема, которую предстоит решать из-за резкого изменения климата. И, пожалуй, не самая сложная. Человечеству предстоит полностью перестроить привычный уклад жизни и экономику. В средней полосе может возникнуть необходимость сиесты. Работать в +40, да еще и при повышенной влажности нам будет небезопасно. Полностью изменится и биосфера, начиная с растений.
"На самом деле большая угроза тем растениям, которые сегодня растут в наших краях. В центральной России. Из-за высоких температур они будут болеть, они будут высыхать. Самое пристальное внимание нужно нашим лесам. Не то, чтобы тропические леса у нас выросли, а, чтобы не потерять наши леса", - пояснил Алексей Карнаухов, ведущий научный сотрудник Пущинского центра биологических исследований РАН.
И пашни. Ведь сельскохозяйственные земли придется смещать на север, где воздух прохладный и относительно сухой. В общем, перспектива так себе. Вопрос лишь в том, как быстро климатические изменения станут необратимы. И сможем ли мы приспособиться к новым условиям.
"Мировой опыт он скорее отрицательный. Можно вспомнить динозавров. Можно вспомнить цивилизации, которые погибли из-за экологических проблем. Междуречье и остров Пасхи, например, когда они вырубили леса и вымерло население, оставив после себя этих каменных истуканов – загадочных", - отметил Алексей Карнаухов.
Впрочем, все эти проблемы власти городов, конечно же, осознают и делают всё для того, чтобы жизнь в мегаполисах была комфортной. Вопрос в скорости как самих климатических изменений, так и реакции на них. Ведь кто-то действительно видит в лужах лишь грязь, а другой – отражающиеся звезды. Как повод для отличного настроения.