Еврокомиссия представила сегодня шестой пакет антироссийских санкций. Он подразумевает эмбарго на импорт нашей нефти. Но договориться по этому вопросу очень сложно. Во-первых, в друзьях пока согласья нет. Во-вторых, ОПЕК уже предупредил - потенциальную потерю поставок российских углеводородов ощутит весь рынок: 7 миллионов баррелей в сутки не может взяться из ниоткуда. На этом фоне российское правительство расширяет пакет антисанкционных мер.
Шестой пакет санкций и - как выражаются в европейских СМИ - самая радикальная мера экономического давления на Россию из тех, что остались в резерве у Запада, - нефтяное эмбарго. Глава Еврокомиссии предлагает вводить его постепенно, а для сомневающихся Венгрии и Словакии - предусмотреть дополнительную отсрочку до 2023 года.
"Мы прекратим поставки сырой нефти из России в течение шести месяцев, а нефтепродуктов - к концу года. Таким образом, мы минимизируем ущерб для себя. Чтобы помочь Украине, мы должны убедиться, что наша собственная экономика остается сильной", - заявила глава ЕК Урсула фон дер Ляйен.
А вот с этим как раз проблемы. Налаживание альтернативных поставок требует не только времени, но и денег. Особенно это касается Восточной Европы, которая от нашей нефти зависит на 85 процентов. Да и прогноз ОПЕК неутешителен. Генсек организации сегодня констатировал: заместить российское черное золото полностью просто невозможно.
"Экспорт российских нефти и нефтепродуктов в объеме более 7 миллионов баррелей в сутки не может взяться откуда-то еще, свободных мощностей просто нет. Его потерю энергетический рынок ощутит сразу", - заверил Мухаммед Баркиндо, генеральный секретарь ОПЕК.
Цены на черное золото – они и сейчас высокие - взлетят еще выше. В Париже, к примеру, литр бензина уже продают по 2 с половиной евро - это 200 рублей. Подорожали также грузоперевозки, а за ними и продукты в магазинах. Рекордными темпами растет инфляция. В европейских правительствах, конечно, пытаются успокоить граждан. Но сценарии допускают разные.
"Переходный период достаточен для того, чтобы мы приняли все необходимые меры предосторожности для создания альтернатив российской нефти в Германии. Но мы, конечно, не можем гарантировать, что не будет сбоев", - сказал Роберт Хабек, министр экономики ФРГ.
Этот осторожный оптимизм в Евросоюзе разделяют далеко не все. Потому эмбарго и не удается согласовать. С предложением Еврокомиссии категорически не согласна Венгрия, настаивая на том, чтобы запрет не коснулся энергоресурсов, которые поступают по трубопроводам. Есть у инициативы и другие критики.
"В то время, как американский истеблишмент хочет, чтобы мы обанкротили целые отрасли промышленности в таких странах, как Германия, сами США продолжают вести свой бизнес и говорят нам: это наша работа и наша экономика. А в Европе всё твердят: нужно вводить больше санкций! Но разве санкции когда-либо заканчивали хоть одну войну?" - комментирует евродепутат от Ирландии Клэр Дейли.
И ведь те, кто громче всех кричат, на деле оказываются вовсе не такими принципиальными. Варшава, к примеру, отказавшись платить за российский газ в рублях, получала его реверсом из Германии. А когда Берлин поставки прекратил, перешла на так называемый "виртуальный реверс" - просто забирает себе топливо, предназначенное для Италии и Франции. Об этом сообщают в "Газпроме".
"При этом хранилища Европы сейчас заполнены в среднем на 34%, а у Польши – на 80%. Одновременно на этой неделе в среднем на 43% увеличились заявки европейских потребителей на поставку российского газа транзитом через Украину", - сказал Сергей Куприянов, официальный представитель "Газпрома".
Что же до российской нефти, то, безусловно, если эмбарго все-таки введут, Москва заработает на экспорте чуть меньше, чем могла бы. Однако, во-первых, поставки будут перенаправлены в другие страны, прежде всего - в Индию, которая уже нарастила импорт из России на 20 процентов. А во-вторых, потери с лихвой компенсирует рост стоимости черного золота. По информации Bloomberg, сверхприбыль от продажи нефти и газа в этом году может составить почти 9 триллионов рублей. То же подметили и журналисты британской Guardian.
"Более высокие цены, которые Россия теперь может требовать за свою нефть и газ, означают, что ее доходы выросли, даже несмотря на санкции. Россия фактически поймала Евросоюз в ловушку, где дальнейшие ограничения приведут к дальнейшему росту цен, снижая европейские доходы", - пишет Guardian.
Аналитики констатируют: все индикаторы российской экономической активности находятся в пределах нормы. Ни о каком коллапсе, на который так рассчитывал Запад, речи не идет. Избежать этого удается в том числе благодаря беспрецедентной господдержке бизнеса. Одна из эффективных мер - отсрочка страховых взносов.
"Компании, на которых распространяется эта отсрочка - это 2 миллиона 800 тысяч компаний. На которых трудится 2\3 занятых вообще в стране. И общий объем предоставленной отсрочки будет за второй квартал один триллион 600 миллиардов рублей, который предприятия смогут использовать на перестройку производственных цепочек, на перестройку логистики - в общем это тот глоток воздуха, который необходим сейчас нашей экономике", - заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Особое внимание правительство уделяет также сохранению инновационного потенциала страны. Михаил Мишустин на заседании с вице-премьерами сегодня рассказал о поддержке специалистов IT-сектора. Главное - создать для них комфортные условия работы и жизни в России.
"Мы запускаем программу льготной ипотеки для IT-специалистов. Кредит на покупку квартиры по выгодной ставке – до 5% годовых – смогут оформить сотрудники аккредитованных компаний в сфере информационных технологий. Максимальный размер займа при этом в регионах-миллионниках составит 18 млн рублей, в других — 9 млн", - заявил премьер Михаил Мишустин.
И это очень вовремя. Особенно на фоне сообщений о планах США отменить некоторые визовые требования для высококвалифицированных специалистов из России. Цель - переманить их на работу за океан. Где, впрочем, жизнь сейчас совсем не сахар. Серьезнейший экономический кризис. Американские телеканалы сообщают, что пенсионерам приходится даже возвращаться на работу: счета за топливо увеличились в среднем на 150 долларов, одновременно растут цены в магазинах. А вот пособия остаются прежними.
Ольга Оксенич, "ТВ Центр".