На главном стапеле "Балтийского кораблестроительного завода" проходят испытания систем нового атомного ледокола "Сибирь". Это один из целой серии атомоходов, которые приходят на смену советской технике подобного класса. Каждый такой корабль - собрание самых передовых технологий. И мелочей здесь нет. Важно всё - от ядерного реактора до простой кастрюли на камбузе.
К первому выходу в море ледокол готовят c особой тщательностью. Ходовые испытания - момент истины, говорят корабелы. Оценка результата многолетнего труда сотен людей. Внутри - очень оживлённо. Десятки рабочих, движение в коридорах, по лестнице, сосредоточенные лица, стихийные совещания на ходу. Это инженерно-технический отдел принимает работы и вносит замечания.
Атомный ледокол "Сибирь" - второй в семействе из пяти судов проекта 22220. Спущен на воду в сентябре 2017 года. Головной - "Арктика" - уже сдан, через несколько дней начнет переход на север. "Урал" только спущен на воду - идет достройка палубы. Еще два ледокола находятся в доках. Это самые большие и мощные арктические суда в мире. Длина - 173 метра, это полтора футбольных поля, ширина - 34, высота от воды до борта - 15 метров, с надпалубными надстройками - 54. Внутри есть даже лифт! Эти ледоколы заменят на Северном морском пути своих советских собратьев, которые уже выработали свой срок. Юрий Петрович - 40 лет на заводе, строил ледоколы предыдущего поколения: "50 лет Победы", "Ямал". Говорит, что новая серия - это что-то нереальное, космические корабли, а не ледоколы. И по оснащению, и по размеру. Одно только машинное отделение - больше десяти этажей.
Капитанская рубка как отдельная квартира. На полу - ковры, вход - в тапочках или босиком. Своя кухня и спальня. Ходовая рубка - величиной со школьный спортзал. Отсюда будет осуществляться управление всеми высокотехнологичными системами ледокола. Сейчас проверяют работу системы пожаротушения: все ли кнопки работают. Любая мелочь здесь, на берегу, в бескрайней ледяной пустыне может стать решающей. Самые простые детали способны значительно облегчить работу полярников.
Вот, например, пол на палубе у ходовой рубки. Сначала сплошной железный, как обычно, а потом идет железная решетка, сквозь которую видно нижнюю палубу. Это нужно для того, чтобы помощнику капитана было удобно проводить боковые швартовы.
Раньше приходилось перегибаться через борт - на такой огромной высоте, да если еще на ветру - дело небезопасное. Ведь в Арктике, как в космосе, - помощь если и придет, то только с Земли.
Под этими плитами - атомные реакторы, которые и будут обеспечивать жизнеспособность ледокола. Автономность плавания по проекту - 7 лет. Реакторов два, каждый в двадцатиметровой шахте, в нескольких защитных капсулах, одна в другой, как матрешка. Сверху - многотонный заслон из специального металлического сплава, залитый внутри полуметровым слоем бетона. Такие серьезные меры безопасности – чтобы предотвратить утечку радиации при самых неблагоприятных сценариях.
На ледоколе идет чистовая отделка: красят стены, монтируют освещение, вносят бытовую технику. Экипаж обживает каюты. На камбузе заготавливают продукты: 3-разовое питание для 420 человек на несколько недель.
У корабелов осталось меньше двух недель, чтобы закончить работы. В Петербурге начинается сезон подъема воды в Неве. Тогда огромный ледокол может не пройти под опорами вантового моста. Сроки ходовых испытаний переносить никак нельзя. "Сибирь" очень ждут в Арктике.
Анна Морозова, Александр Плешкин, Сергей Карасев. Северо-западное бюро "ТВ Центра". Санкт-Петербург. "ТВ Центр".