Авиакомпании по всему миру отказываются от полетов на Boeing-737 MAX 8 из-за авиакатастрофы в Эфиопии. Поставки этих лайнеров фактически заморожены. С четверга для них закрыто и небо России. Закрыто до особого распоряжения.
Теперь на земле по всему миру стоит 371 самолет Boeing 737 Max. В воздухе нет ни одного. Авиакомпании отказываются использовать лайнер до тех пор, пока не станут ясны причины катастрофы в Эфиопии. Более 60 стран закрыли небо для "Макса", в их числе и Россия.
На стоянку отправились и два новейших "Боинга", совсем недавно появившихся в парке авиакомпании S7. Ещё несколько десятков самолетов этого типа российские авиаперевозчики успели заказать с расчетом на будущее, а по всему миру "Боинг" заключил контракты на поставку более пяти тысяч лайнеров. Стоимость каждого примерно 120 миллионов долларов. Эти цифры объясняют, почему в США до последнего пытались сгладить информационный шум, который возник после авиакатастрофы в Эфиопии. В компании "Боинг" уверяли, что их самолеты по-прежнему безопасны. Но резонанс в мире уже достиг беспрецедентных масштабов.
На кадрах с воздуха хорошо видно то место, где "Боинг" эфиопских авиалиний врезался в землю. Огромная воронка и отсутствие крупных обломков, говорят эксперты, свидетельствует о том, что он фактически спикировал вниз. Авиакатастрофа унесла жизни 157 человек, среди которых были граждане 35 стран, в том числе трое из России.
Расшифровкой черных ящиков занимается французское бюро по безопасности гражданской авиации, бортовые самописцы уже доставлены в Париж. Однако эксперты уже сейчас обращают внимание на сходство катастрофы с падением точно такого же "Боинга" 737 MAX 8 в прошлом году. Самолет, принадлежащий компании Lion Air, разбился 29 октября в Индонезии.
Похоже, пилоты столкнулись с новой системой управления лайнером. Электронный разум сам подруливает самолет в сложной ситуации, например, компенсирует так называемое сваливание. Не исключено, что в индонезийском "Боинге" вышел из строя один из датчиков и система начала спасать самолет, опуская нос воздушного судна вниз. И чем активнее пилоты старались выровнять воздушное судно, тем сильнее оно срывалось в пике. Предположение пока не подтверждено результатами расследования, но если было так, то два новейших самолета фактически уничтожили сами себя.
"Напрашивается у меня, как у профессионала, вопрос. Первое. Почему "Боинг" поставил такую систему, которая выключила из процесса пилотирования командира корабля. Это первое. Это преступление со стороны "Боинга". И второе - это преступление со стороны государственных органов регулирования Соединенных Штатов, почему они это барахло сертифицировали? Почему не остановили. А результат-то плачевный, в двух случаях погибли 340 человек", - отметил бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
Этот тип самолетов считается самым современным. "Боинг" 737 MAX 8 всего пару лет как сходит с конвейера и о проблемах было известно. Телеканал CNN сообщает, что зафиксировано почти три десятка случаев, когда пилоты жаловались на неадекватное поведение этого самолета. Но в погоне за прибылью никакого специального переобучения пилоты не проходили и, вполне возможно, что люди, управляющие двумя разбившимися "Боингами", не понимали, что происходит и не знали, как отключить систему.
После второй катастрофы с новейшим самолетом акции компании "Боинг" рухнули вниз. Потеряно 25 миллиардов долларов капитализации, такого еще не было. Производство лайнеров продолжается, но поставки фактически заморожены. А сегодня "Макс" - самый продаваемый самолет компании. По оценкам экспертов, "Боинг" будет терять до 2,5 миллиардов долларов в месяц из-за запрета на полеты лайнера. Родственники погибших уже подают иски в суд, кроме того, компенсаций своих издержек потребуют десятки авиакомпаний. Репутационные потери оценить вообще невозможно.
Ситуация определенно играет на руку европейскому Airbus. Однако эксперты уверены – "Боинг" сохранит свое место на рынке. Эти две компании выпускают в год по 600 самолетов, и обеспечить такие объемы больше никто не может. Да и, по сути, нет стран, которые производят настолько экономичные и все-таки безопасные машины. В прошлом был еще Советский Союз, самолеты Туполева и Ильюшина используются до сих пор во многих странах мира. Но эти разработки в пассажирских перевозках с "Боингом" конкурировать уже не могут.
"Не только устарели сами самолеты советские, но еще и деградировала технологически наша авиационная промышленность. И вот сейчас мы, по сути, свидетели долгого длительного возрождения нашей авиационной промышленности. Идет масштабное переоборудование станками наших авиационных заводов. Миллиарды долларов вкладывает в это государство", - пояснил главный редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров.
Как первый результат - создание ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100. На подходе прямой конкурент "Боинга" 737 - отечественный лайнер МС-21, производство уникального крыла которого на финальном этапе создания попало под западные санкции. Несмотря на них, серийное производство начнется примерно через два года.
Конечно, в первый год произвести удастся не больше пяти самолетов за год, затем объемы будут удваиваться. Этого хватит лишь для того, чтобы обеспечить отечественными лайнерами внутренний рынок. Главное во всем этом - то, что Россия снова обладает технологиями. Совместно с Китаем разрабатывается дальнемагистральный самолет нового поколения. Сейчас теряющему репутацию "Боингу" мы не конкуренты - вопрос, что будет в будущем, если действовать стратегически верно.
Пётр Вершинин, Наталья Епифанова, Татьяна Каминская, "В центре событий", "ТВ Центр".