Ночное нападение на автобус с верующими УПЦ – ситуация заурядная на Украине. В ход боевики-националисты пускают камни, газовые баллончики и травматическое оружие.
Всего неделя до церковного раскола, который может быть зафиксирован документально. Уже в следующий вторник ожидается издание томоса – то есть указа об автокефалии самопровозглашенного "Киевского патриархата". Вслед за этим возможны нападения на храмы, ныне принадлежащие канонической Украинской православной церкви.
Наместник Свято-Успенской Почаевской лавры митрополит Владимир даже обратился к прихожанам с просьбой защитить обитель от захвата, который намечен на 14 октября. Дата символическая – день создания украинской повстанческой армии – организации, запрещенной в России. Иерархи с разных концов света все настойчивее предостерегают от раскола церкви. С критикой в адрес патриарха Варфоломея выступил Митрополит Калавритский и Эгиалийский Амвросий.
О том, что проект церковного раскола – сугубо политический, теперь не стесняется признавать даже украинский истеблишмент. Накануне на Петра Порошенко – главного лоббиста создания так называемого "Киевского патриархата" - был подан иск в суд за вмешательство в деятельность православной церкви. Но пресс-секретарь президента в Facebook объяснил активность украинского лидера – уже по традиции – заботой о безопасности.
"Борьба за томос об автокефалии представляет национальный интерес и является вопросом национальной безопасности. В такой ситуации речь идет не о праве, а об обязанности президента действовать. И из-за бездействия было бы настоящее преступление, за которое стоит и надо было бы судить", - сказал он.
Но религиозный козырь, который приберегает накануне президентских выборов Петр Порошенко, вряд ли ему поможет. Об этом все увереннее говорят политологи, а конкуренты за кресло главы государства и вовсе начали обратный отсчет действующего режима.
За церковными спорами и политическими дуэлями замалчиваются экономические проблемы. В следующем году Украина вынуждена будет направить треть национального бюджета на погашение государственного долга перед МВФ.
Егор Киселёв, "ТВ Центр".