Собянин в прямом эфире ответил на вопросы москвичей

До старта Чемпионата мира по футболу осталось меньше месяца. Стадионы готовы. Совсем скоро откроют фан-зону, ну и, конечно канатную дорогу от Воробьевых гор до "Лужников". Гостей, а их только в столицу приедет больше миллиона человек, ждет развлекательная программа. А вот чего ждать москвичам, а главное к чему готовиться - спрашивают во время прямого эфира у Сергея Собянина. Слухов и домыслов много. Горожан якобы даже в свои дома будут пускать только по спецпропускам.

"Нет, конечно, никаких документов для них не требуется, а вот для их машин требуется. Это большое такое ограничение неприятное, но и трагедии никакой нет. Потому что мы знаем об этом заранее. Информируем об этом заранее. И они могут заранее взять пропуска в своей префектуре. На сегодняшний день таких пропусков выдано уже 10 тысяч. Если вопросы остаются, нужно обратиться в префектуру", - отметил Собянин. 

"Будут ли какие-то ограничения в движении, и может, вообще тогда имеет смысл отказаться от машины во время чемпионата?" – спросили мэра Москвы. "Насчет отказаться - дело добровольное. Какие-то ограничения будут. Они не будут глобальными по всему городу, но тем не менее. У нас будут проблемы возле, в основном, "Лужников" и частично возле "Спартака". В целом по городу улицы перекрыть не будут", - сказал Собянин.

Обеспокоенность вызывают антироссийские санкции. Из Вашингтона грозят новыми ограничительными мерами. Не ударят ли они по экономике столичного мегаполиса?

"И мне тревожно. Москва является частью России, сердцем России, столицей России и, конечно, всё, что происходит в стране, все эти санкции, которые пытаются нас окружать, давление, которое идет на страну, конечно, не может не сказываться и на Москву. За все эти годы в Москве создавалась колоссальная транспортная инфраструктура, коммерческая инфраструктура, инженерная инфраструктура, в Москве большой приток инвестиций, который достиг двух триллионов рублей в год. Постепенно, шаг за шагом начинаем наращивать свою экономику. Бюджет наполняется лучше, чем за предыдущие годы. Это является залогом, что Москва имеет устойчивую экономику и можно спокойно планировать своё будущее", - рассказал Собянин.

Москва - один из локомотивов российской экономики. Столица сама себя обеспечивает и в федеральный бюджет средства перечисляет. Денег город ни у кого не берет, да и с крупными проектами справляется. Совместно с РЖД строят Московские центральные диаметры - по сути, наземное метро. Линия от Нахабино до Подольска заработает уже в конце 2019 года. Электрички органично впишут в общую транспортную схему. Например, на северо-западе столицы откроют ТПУ "Щукинская". В порядок приводят и то, что уже построено. Реконструкция вестибюля станции метро "Юго-Западная", по словам мэра, завершится в этом году. Впрочем, кто-то метро предпочитает транспорт наземный. Магистральные автобусные маршруты пассажиры уже оценили, но вот в Юго-Восточном округе таких не хватает, однако до осени автобусы "М" начнут колесить по Волгоградскому проспекту. Спрашивают и про электробусы. Когда же они, наконец, появятся на столичных улицах.

"В этом году уже разыгран конкурс на поставку первых 200 электробусов. Которые должны быть поставлены до осени этого года. Это будет первая большая партия. В этом же году разыграем еще один конкурс на 100 электробусов. В дальнейшем будем наращивать, а в 2021 году вообще перестанем покупать обычные автобусы. Будем покупать только электробусы", - отметил Собянин.

"Здравствуйте, Сергей Семенович, меня зовут Денис. Опять у нас началась замена асфальта. Я слышал, в некоторых городах это происходит раз в 5 лет. Нельзя ли это делать как-нибудь пореже?" – спросили мэра Москвы во время прямого эфира.

"Москва - город особенный. Количество машин, которые проезжают по улицам Москвы, самое больше в Европе и одно из самых больших в мире. Климат такой, что переход через 0 бывает от 80 до 100 раз. Поэтому мы вынуждены ремонтировать дороги. Для тех, кто работает плохо и с браком ремонтирует дороги, ждёт наказание. Они за свои деньги переделывают. Поэтому таких желающих становится все меньше", - сообщил Собянин.

Москвичи - люди активные. На этот "Диалог с мэром" поступило рекордное количество видео-вопросов с конкретными жалобами и предложениями. Кто-то из чиновников, например, обещал обустроить детскую площадку на улице Красного маяка. Та, что есть, просто опасна для детей.

"Я не знаю, кто обещал, я за всех приношу извинения. В этом году все сделаем", - подчеркнул Собянин.

Горожане не только рассказывали, но и показывали мэру, что не так. "Помимо лавочек нам не хватает столиков, смотрите (показывает ноутбук с сумкой на лавке – прим. ред.) я всё делаю на лавке, а если сейчас пойдёт дождь, то соответственно нет навесов, чтобы прекрасно можно было посидеть, переждать какой-то маленький дождь. Собственно вот это мой вопрос: почему с нами не советовались, когда делали эти площадки?" – задали вопрос мэру.

"Постановка вопросов абсолютно правильная. Мы же не для себя это делаем. Для жителей. Что они хотят, то и сделаем. Другой вопрос, что это мнение не всегда совпадает друг с другом. Я сам сталкивался. Жители говорят - поставьте нам лавочки побольше.  Тут же жители говорят - не смейте ставить. Тут молодые люди сидят, пиво распивают. Нам мешают. И так далее. Поэтому всегда нужен компромисс. Но то, что надо с жителями обсуждать, это точно. Мы сегодня вбили целую систему через "Активный гражданин". Большинство наших проектов заранее вывешиваем и голосуем", - пояснил Собянин.

А вот с программой реновации москвичи, кажется, разобрались. Вопросов в этот раз не так много. Важно уяснить: при включении дома в программу взносы на капитальный ремонт не уплачиваются, но вот текущий управляющая компания проводить обязана.

Пристальное внимание и спальным районам города. Курс на полицентричность. Периферии становятся точками роста мегаполиса. "Основные усилия по благоустройству и созданию транспортной инфраструктуры сосредоточены не в центре, хотя визуально кажется – все застелили гранитом, но основные вылетные магистрали делали на периферии. 70% парков спальных районах. Все стройки, метро МЦК, Большой кольцевой. Абсолютно правильно задается вопрос. Надо продолжать работать, очень много проблем", - рассказал Собянин.

Яркий пример полицентричного развития - медицина. На консультацию больше не нужно ехать на другой конец Москвы. В каждом столичном районе есть поликлиника с современным оборудованием и узкими специалистами. Это одно из достижений модернизации системы медучреждений.

"Здравствуйте, Сергей Семёнович, меня зовут Михаил. У меня такой вопрос: почему вы постоянно затеваете какие-то проекты, реформы. Вот у друзей в других городах всё спокойно, тишь да гладь. Что же вам не сидится на месте?" – задали мэру видеовопрос.

"Цена огромна. Сегодня незаметно, а послезавтра догонит неприятностями, которые ты даже бы не думал. Если бы мы не развивали город, сегодня бы наш бюджет был бы на четверть меньше. Это половина всех соцвыплат. Это почти расходы на образование. А я бы сидел и говорил: кризис, санкции. Но я-то знаю, что можно сделать по-другому", - отметил Собянин.

Почему принято то или иное решение, мэр часто объясняет на своём личном сайте. Здесь же недавно Сергей Собянин разместил фотографии со своим питомцем - псом Джоуи. Собаку мэр взял из приюта во время фестиваля "Пасхальный дар".

"Спасибо горожанам. С каждым годом все больше и больше забирают. В этом году уже более 1000 и это, пожалуй, самое кардинальное и лучшее решение проблемы и, конечно, их не надо бросать. Человек, который взял ответственность, должен заботиться. Это не игрушка", - рассказал Собянин.

Вопросов к Сергею Собянину ожидаемо много. Впрочем, и диалог с мэром не заканчивается.

Матвей Шестаков, "ТВ Центр", Москва.