На здание на Тверской, 17 могут вернуть скульптуру девушки

Кто не знает этот дом – мощный, брутальный, он раскинулся лучами и на Тверскую улицу, и на бульвар. Ему бы Титаном зваться. А он всем известен как "Дом под юбкой". Только вот юным поколениям непонятно что за юбка, отмечает "ТВ Центр". И любому экскурсоводу приходится объяснять – поднимите голову повыше – вон там барышня стояла. С серпом и молотом в руках.

"Придавала такой пикантный акцент, я бы так это назвала. Плюс с ней связано достаточно большое количество московского фольклора. Начиная от известной фразы – почему Александр Сергеевич Пушкин стоит, наклоня голову? Ему неудобно смотреть на юбку, под юбку даме", - рассказала директор музея имени Щусева Елизавета Лихачева.

Даже стихи знаменитые были: "Над головою у поэта воздвигли даму из балета, чтоб Александр Сергеич мог увидеть пару стройных ног". Памятник Пушкину, как известно, до пятидесятых годов прошлого века стоял на другой стороне Тверской улицы, как раз "под юбкой". Только вот почему дама-то из балета? Вполне себе обычная девушка. Но если верить городским легендам, скульптура эта будто один в один балерина Ольга Лепешинская. Известнейшая прима Большого театра. Она и сама, кстати, вспоминает Валентина Иванова, этого не отрицала.

"Ольгу Васильевну спросили, кто-то спросил из членов жюри, это ваша фигурка? Она сказала, с меня никто не лепил, но, возможно, что с моего портрета или с открытки и так далее была сделана эта фигурка", - рассказала научный сотрудник музея музыкальной культуры имени Глинки, музея-квартиры пианиста Гольденвейзера Валентина Иванова.

Да и к самому дому, утверждают его старожилы, балерина тоже отношение имела.

"Лепешинская жила в этом подъезде на шестом этаже не сама, а её сестра. Сама балерина Лепешинская, она приходила к ней в гости. И во время войны они у нас на крыше тушили зажигалки. И когда кончалась бомбежка, переговаривались – Лепешинская-то жива? То есть так образно говорили об этой балерине. Это вот такой вот символ был", - пояснила член совета дома Галина Абрамова.

Балерина, простояв лет двадцать, в 1958-м была демонтирована. Возможно, не выдержала московского климата. Но память осталась. Вот в одном архитектурном интернет-сообществе и возникла идея вернуть скульптуру на исконное место. Целая кампания началась.

"Мы считаем, что это часть городской истории и поэтому воссоздать эту балерину, она не сохранилась, ну понятное дело, она развалилась на куски, она не на чьей-то там даче обкомовской стоит, восстановить её из современных материалов - например, кевлара, пластика полого внутри", - сказал историк Павел Гнилорыбов.

Специалисты, впрочем, советуют сначала поднять архивы скульптора Мотовилова, найти авторские наброски. Все хорошо просчитать, и над материалом, из которого фигуру будут воссоздавать, подумать особенно. Жильцы дома, которые давным-давно уже готовы вернуться "под юбку" уверены, справится здание.

"Завершение вот этой башни должно быть. Поскольку у нас еще предстоит капитальный ремонт, если что-то там надо укрепить - там укрепят", - отметила председатель совета дома Людмила Василенок.

Главное, говорят, чтобы вернулась балерина во всей своей былой красоте.

"Нам поступало уже много смешных предложений – дать там ей в руки либо Конституцию либо там факел Свободы. Но нам не статуя Свободы нужна, нам нужна работа Мотовилова", - пояснил Павел Гнилорыбов.

В конце недели и главный архитектор Москвы идею тоже поддержал. Не исключено, к осени, спустя шестьдесят лет после исчезновения скульптуры, операция "Возвращение балерины" все-таки состоится.

Юлия Богоманшина, Андрей Талалай, "ТВ Центр"