Убийца 22 танков: подвиг непризнанного героя Колобанова

Приказ: стоять насмерть

Август 1941 года. Третья танковая рота первого танкового батальона под командованием старшего лейтенанта Колобанова защищает подступы к Ленинграду неподалеку от Красногвардейска. Неожиданно Колобанов получает личный приказ от командира дивизии. Необходимо перекрыть три дороги, ведущие к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа. Свою речь комдив завершил словами: "стоять насмерть"!

Стоит отметить, что на вооружении у роты Колобанова были пять тяжелых танков КВ-1. В то время у них получалось успешно противостоять немецким панцерваффе. Однако с маневренностью у них были проблемы. В связи с чем, КВ-1 лейтенанта Колобанова занял место в засаде.

Экипаж занял позицию на высоте с глинистым грунтом, на расстоянии около 150 метров от перекрестка. В каждый из пяти танков загрузили по два боекомплекта бронебойных снарядов.

В полдень немецкие солдаты предприняли попытку прорваться по Лужскому шоссе. Однако поставленные там экипажи Евдокименко и Дегтяря (также из роты Колобанова) смогли подбить пять танков, а также три бронетранспортера. Противник осознал свою ошибку и поспешил повернуть назад.

30 минут – 22 подбитых танка

Ожидание противника экипажем Колобанова было долгим и мучительным. Но едва непрошенные гости появились на развилке, как старший лейтенант скомандовал открыть огонь. Колонна состояла из 22 танков. Первые залпы серьезно повредили три головных машины немцев. Затем настала очередь страдать командирам машин в хвосте колонны. Орудия КВ-1 выстрелили именно по ним. Это привело к потере немцами возможности для маневра. Другими словами, уйти из зоны обстрела они уже не могли.

Однако вместе с тем противники обнаружили стрелявшего по ним КВ-1. Немцы открыли ответный огонь. Снаряды попадали даже в башню тяжелого советского танка. Жизни Колобанова и экипажа висели на волоске. Однако корпус и сама башня машины были настолько крепкими, что выдерживали даже шквальный огонь противника (более 150 попаданий).

Тем не менее, очередное попадание вывело башню танка из строя. Казалось, что это все. Но тут механик-водитель Николай Никифоров решил вывести танк из окопа. Машина начала маневрировать.

Никифоров развернул танк к атаковавшему его врагу. Орудия танка вновь открыли огонь. В итоге за 30 минут боя экипаж КВ-1 под командованием старшего лейтенанта Колобанова уничтожил 22 танка.

Позднее это достижение занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

Всего за 20 августа 1941 года танки из роты Колобанова подбили 43 немецких машины. Также им удалось уничтожить артиллерийскую батарею, легковую машину и до двух рот пехоты гитлеровцев.

Героем не признали

В сентября того же года все члены экипажа Колобанова были представлены к званию Героя Советского Союза. Тем не менее, высшее командование отказалось награждать танкистов, не найдя в этом подвиге ничего выдающегося. Тем не менее, награды все равно нашли своих героев. Зиновий Колобанов и Николай Никифоров были награждены орденами Красного Знамени, Андрей Усов — орденом Ленина, а Николай Родников и Павел Кисельков — орденами Красной Звезды.

Выигранный бой с "колонной 22-х" не оставил роту Колобанова без работы. Она сдерживала натиск немецких захватчиков еще на протяжении трех недель под Войсковицами. После этого она прикрывала отход частей к Пушкину.

Война для Колобанова завершилась после того, как во время заправки танка в Пушкине в сентябре 1941 года, рядом с ним взорвался немецкий снаряд. Это завершилось очень тяжелым ранением для старшего лейтенанта. У него были повреждены голова и позвоночник.

Тем не менее, врачи спасли знаменитого военного, и летом 1945 года он вернулся в строй. В армии он служил еще 13 лет. В запас Колобанов выходил уже в звании подполковника. После этого он переехал жить в Минск.

В начале 1980 годов министр обороны СССР Дмитрий Устинов откликнулся на просьбу Колобанова поставить на месте боя под Войсковицами памятник. На постамент был установлен танк. Правда, это был не КВ-1, а ИС-2.

Сам Зиновий Колобанов умер в 1994 году. Звание Героя СССР ему так и не присвоили.