ФАС признала непристойной рекламу выставки про Босха

Рыбы, парящие в небе, ходячие яйца, зубастые монстры с колючими ушами. Много обнаженной, утрированной натуры. Так смело для средневековья  Иероним Босх обыгрывал религиозные мотивы. В те суровые времена голландского художника считали еретиком и едва не сожгли на костре. Прошло почти пять веков, но его творчество будоражит не меньше прежнего. В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба от москвича, которого возмутил плакат, выпущенный для рекламы выставки, передает "ТВ Центр". На нем - репродукция фрагмента одного из самых известных полотен мастера - триптиха "Сад земных наслаждений". Организаторы не сразу поняли суть претензии. И обратились в Департамент культуры Москвы, чтобы получить искусствоведческую оценку. 

"Искусствоведы выдали нам письменное заключение о том, что фрагмент триптиха, используемый нами в рекламе, является высокохудожественным произведением, носит символический характер, в том числе обнаженная натура, которая там изображена, тоже носит символический характер. И при увеличении фрагмента для рекламных целей все получилось настолько расплывчатым, что опознать там некие гендерные признаки практически невозможно", - сказала пресс-секретарь Artplay Наталья Рубина.  

Впрочем, к экспертам столичного департамента культуры ФАС не прислушалась. Постановила признать рекламу непристойной, а компанию, занимавшуюся баннерами, оштрафовать на 100 тысяч рублей. Кроме того, ей поручено демонтировать все постеры с таким изображением. На основании нарушения федерального закона о рекламе.

В прессе и интернете тут же разгорелись споры - как это решение трактовать? Непозволительное для XXI века пуританство, возмущались одни. Справедливое наказание, убеждали другие. Серьезные эксперты тем временем обращают внимание на принципиальный момент: речь-то идет вовсе не о Босхе и его произведении. Речь - о добросовестности рекламщиков.

"Мы должны провести существенную важную грань в понимании того, что есть изображение обнаженного тела в мировом искусстве, с тем, что такое есть рекламный плакат, в котором часто изображается не целиком произведение, а какой-то его пикантный фрагмент. Давайте сделаем отдельные пикантные детали статуи Давида - и что из этого выйдет?" – задается вопросом Вадим Садков.

В Санкт-Петербурге, тем не менее, на личном опыте проверили: необязательно увеличивать отдельные фрагменты Давида Микеланджело, чтобы вызвать возмущение публики. В конце июля жительница Северной столицы пожаловалась на пятиметровую копию статуи, установленную у лютеранской церкви Святой Анны. Мол, рядом школа, организаторы мультимедийной выставки развращают детей. В итоге - без всякого уважения к искусству Давида "одели" с помощью кепки и бумажного скотча.

Финальное рассмотрение дела о рекламной кампании выставки, посвященной творчеству Босха, назначено на 5 сентября. Организаторы надеются на смягчение наказания. И, в свою очередь, готовы выполнить постановление Федеральной антимонопольной службы. Тем более, что из-за скандала реклама получилась неожиданно громкой. Аншлаги и сборы обеспечены.

Ольга Оксенич, Владимир Хуртин и Павел Суменков, "ТВ Центр".