6 августа исполнилось два года со дня введения Россией продовольственного эмбарго в ответ на экономические санкции США и Европы. Тогда, в августе 2014-го года, эта мера многим казалась спорной.
До начала кризиса Россия экспортировала от 30% до 40% потребляемого продовольствия. Причем речь шла не только о цитрусовых и бананах, а о самых обычных картошке, моркови, клубнике, яблоках. Годы нефтяного изобилия привели к тому, что даже традиционные для отечественного климата и стола фрукты и овощи стало проще привозить из Израиля, Бельгии, Китая, чем выращивать на своей земле.
Некоторые экономисты пытались указать на этот непорядок, задавая провокационный вопрос: что же будут есть 146 миллионов россиян, если цены на нефть внезапно рухнут? Цены рухнули. Апокалипсиса нет.
Что же изменилось за прошедшие два года – задается вопросом "Русская планета". Сложно поверить, но за столь короткий срок Россия научилась кормить себя сама. Доля отечественной продукции даже в самых импортоориентированных магазинах увеличилась минимум на треть. В основном же она выросла до 80–90%, а в некоторых категориях товаров и вовсе достигла 100%.
Сбор зерновых на российских полях в 2016 году составил около 105 млн тонн. Для сравнения: в 2013-м году было собрано 92 млн, а в середине девяностых урожаи радовали не более, чем 65 млн тонн. Успех отечественных аграриев неожиданно вывел Россию на первое место в мире по экспорту зерна, и это без малейшего ущерба для внутреннего рынка.
Впечатляют и показатели по овощам. Картошки в 2015 году собрано 33,6 млн тонн, притом что во второй половине двухтысячных ее урожаи не превышали 27,3 млн тонн, а 2013 год смог похвастаться успехом в 30,2 млн тонн. Собственной капусты у России в этом году 3,5 млн тонн — в 3,5 раза больше, чем в 1996–2000-е. Урожай лука, моркови, свеклы в сравнении с началом двухтысячных увеличился в 6–10 раз.
До введения продэмбарго Россия занимала первое место по импорту продовольствия из ЕС. Для многих стран мы были главным рынком сбыта. Норвегия отправляла к нам 79% своего продовольственного экспорта, Литва — 47%, Польша — около 12%. Неудивительно, что контрсанкции со стороны России стали настоящим шоком для многих западных экономик.
Потери стран ЕС, Норвегии, США, Канады и Австралии от российского эмбарго оцениваются сейчас в 8,6 млрд долларов. Рекордсменом по убыткам оказалась Германия: упущенная ею прибыль составляет 2,5 млрд евро. Франция, Италия, Голландия потеряли суммарно около 600 млн евро. Даже Испания — страна, для которой доля российского рынка не превышала 10%, — плачет в голос: двусторонний товарооборот упал с 12 до 4,9 млрд евро, чистый убыток оценивается в 350 млн евро.
Неудивительно, что даже через два года после введения эмбарго европейцы ищут любые, даже самые причудливые способы отправки своей продукции в Россию. За прошлый год российские контролирующие органы изъяли и уничтожили 7500 тонн контрабандного продовольствия.