О расцвете свободы слова в последние два года не говорил на Украине только ленивый, напоминает "ТВ Центр". Даже после убийства Олеся Бузины. Теперь же здесь - невиданные ранее масштабы скорби. Высказались уже, кажется, все - от президента до журналистов и правозащитников. Бурлят соцсети. Среди соболезнований встречаются и прогнозы. Осведомленный лучше многих Михаил Саакашвили, к примеру, уверен: произошедшее - только начало чего-то большого и страшного.
"Его убийство террористами укрепляет меня в ощущениях, что нам, всей стране, готовят что-то очень опасное, а политический класс с закрытыми глазами ведет нас к пропасти", - написал он на своей странице в Facebook.
Предчувствие губернатора Одесской области, судя по всему, вряд ли обманывает. Убийство Павла Шеремета не случайно многие уже сравнили с тем, что произошло в далеком 2000 году, когда обезглавленное тело главреда "Украинской правды" Георгия Гонгадзе нашли в Таращанском лесу. Еще одна деталь: именно его даме сердца и подчиненной Алёне Притуле, ныне хозяйке издания, принадлежала машина, в которой сегодня погиб Шеремет. 16 лет назад в "деле Гонгадзе" украинская националистическая оппозиция косвенно и фактически бездоказательно обвинила президента Кучму. А волна уличных протестов настолько раскачала страну, что закономерным итогом стала "Оранжевая революция" 2004 года. Сейчас под ударом Порошенко и его команда, уверены эксперты.
"Тень от этого убийства упадет на власть. Или это будет неэффективное расследование, или будет обвинение в отношении конфликта внутри групп влияния возле президента. В любом случае, это убийство будет дискредитирующим и дестабилизирующим фактором в украинской политике", - говорит украинский политолог Руслан Бортник.
Ситуация на Украине крайне накалена: Киев, понимая, что Запад отговорок больше не принимает, вынужден наконец сделать шаги по выполнению Минских соглашений. Радикалы категорически против. Для одних это конец политической карьеры, для других - удар по налаженному бизнесу. Именно поэтому "партия войны" в последнее время стала проявлять небывалую активность. Например, секретарь СНБО Украины Александр Турчинов только накануне заявил о готовности объявить в стране военное положение. В такой обстановке убийство журналиста, известного не только своей антироссийской позицией, но и регулярной, хотя и очень аккуратной критикой украинского истеблишмента - идеальный спусковой крючок. Националистам, по сути, все равно, с кем воевать — с Россией или с собственной властью. И то и другое - дела прибыльные.
"Украинская правда", как ресурс достаточно влиятельный на Украине, если не сказать, один из самых влиятельных ресурсов, последние месяцы, даже, наверное, уже больше года, активно работала на дискредитацию Порошенко. В любом случае можно начинать компанию "Порошенко или люди Порошенко убивают журналистов, критикующих власть", - говорит политолог Ростислав Ищенко.
На самом деле Павел Шеремет для новой Украины был практически образцовым журналистом: публично и вдохновенно поддерживал Евромайдан. Россию обвинял и в войне на юго-востоке и в попытках дестабилизации ситуации в столице. А, к примеру, о гибели своего идеологического оппонента Олеся Бузины не то, что не сожалел, едва ли не выступал за расправу.
"Олесь Бузина постоянно участвовал в российских программах, говорил, что нет такой страны — Украина. Государство должно сделать так, чтобы люди, которые живут в Украине и ненавидят ее, не любят ее, были как-то ограничены или наказаны", - писал Шеремет.
В последнее время Шеремет занимался отбеливанием репутации известного своими бесчинствами в Донбассе карательного батальона "Азов". По сути, поддерживал преступников. И, видимо, даже не предполагал, что это не даст ему никаких гарантий безопасности.
"Братской могилой журналистов и журналистики" назвала украинскую систему официальный представитель российского МИД Мария Захарова. Действительно, для страны, якобы демократической и приверженной европейским ценностям, убийств на идеологической почве стало слишком много: известный писатель и журналист Олесь Бузина, соучредитель интернет-изданий ProUA и "Обком" Сергей Сухобок, экс-соратник Виктора Януковича Олег Калашников, политолог Андрей Дорошенко. Буквально накануне вечером неизвестный ранил ножом главного редактора украинского Forbes Woman Марию Рыдван. Это только из последнего и нашумевшего. Всего же, по данным украинских СМИ, после госпереворота на Украине погибли 15 журналистов. Еще десятки несогласных сидят в тюрьмах по сфабрикованным делам. При этом ни о каких объективных расследованиях, разумеется, речи не идет. Это уже система: борясь за власть, политические элиты ведут опасную игру, в которой обычные люди - пешки. А пешками, как известно, жертвуют в первую очередь.
Ольга Оксенич, "ТВ Центр".