Межгалактические путешествия больше не фантастика. Вот только полетят к далеким системам не люди, а целая армия нанороботов. Новую технологию представили российский бизнесмен и меценат в области науки Юрий Мильнер и один из самых влиятельных физиков-теоретиков Стивен Хокинг, передает "ТВ Центр".
"Используя световые лучи, легкие паруса и самые легкие когда либо построенные космические аппараты, мы сможем запустить миссию к Альфе Центавра в течение одного поколения. Сегодня мы совершаем этот великий следующий прыжок в космос, потому что мы - люди и наша природа летать", - заявил Стивен Хокинг.
Космический корабль будущего - это ничем не прикрытая микросхема, размером пару квадратных сантиметров, весом не более грамма и стоимостью, как мобильный телефон. Никакого топлива. Движущая сила - парус толщиной всего несколько атомов, но площадью десять квадратных метров. Раздувать этот парус будет лазерный луч, посылаемый сотнями установок с Земли.
"Этот звездный чип оборудован камерами, фотонными двигателями, блоком питания, приборами связи и навигации. Он как почтовая марка, только чуть толще. Это метод Силиконовой долины для космических полетов", - отметил Мильнер.
Первая цель - Альфа Центавра - ближайшая к нам звездная система. До нее - 40 триллионов километров. Для самого современного земного космического корабля это 30 тысяч лет полета. А вот наноробот с помощью паруса и лазерного луча можно будет разогнать до одной пятой скорости света. То есть путешествие уйдет всего 20 лет. По самым оптимистичным прогнозам первые данные можно будет получить в середине 2050-х годов.
"Проект Breakthrough Starshot включают в себя исследовательские и инженерные разработки на 100 миллионов долларов. Цель инициативы - доказать, что наноаппарат весом несколько граммов, приводимый в движение световым лучом, способен развить большую скорость и добраться до Альфа Центавра", - заявил Мильнер.
Летать под парусом предлагал еще в XVII веке немецкий астроном Иоганн Кеплер. Правда, тогда вместо лазера говорили об энергии солнца. Затем эту теорию развивали российские ученые Константин Циолковский и его ученик Фридрих Цандер. Был даже проект полета на Марс, технических возможностей не было. Поэтому выбор был сделан в пользу жидкостных ракетных двигателей. Но они себя уже исчерпали.
"То, что мы могли сделать в области двигателестроения на химических источниках энергии, мы уже сделали. Больше мы ничего сделать не можем. Мы можем долететь до Луны, скорее всего, на этих источниках можем долететь до Марса, но не более того. Данный проект в перспективе естественно даст прорыв. Это океан, который предстоит переплыть совместными усилиями. И не зря упоминаются фамилии - как русские, так и американские", - рассказал специалист в области космонавтики и стратегических вооружений Андрей Кисляков.
Работать над проектом будут десятки инженеров и ученых - специалисты в области микроэлектроники, оптических систем и физики космоса. Среди них и бывший директор Института космических исследований СССР Роальд Сагдеев. Уже понятно, что такой масштабный проект, сравнимый по затратам с андронным коллайдером, по плечу только целой группе стран. А 100 миллионов долларов - лишь первоначальные инвестиции, чтобы окончательно понять, готова ли наука к прорыву.
Никита Васильев, Александр Савин, "ТВ Центр".