В Минобороны России сообщили об уничтожении ударами высокоточных ракет пунктов управления украинских националистических формирований "Кракен" и "Азов" в Харьковской области. Целями также стали свыше 600 районов скопления техники ВСУ, склады с боеприпасами и топливом, в воздухе сбиты украинский штурмовик и 7 беспилотников. Совместными усилиями с народной милицией ЛНР наши войска продолжают зачистку Северодонецка.
— Мы живы… Держите за нас кулачки. Всё уже, надеемся, закончится скоро.
Эта уверенность в Северодонецк пришла вместе с российскими военными. Мирные жители осторожно выходят на улицу, некоторые вешают перед домами красные флаги как символ скорой победы.
— Сразу пришли. Дали нам хлеба. Дали нам тушенки. Мы их ждали. Очень ждали.
— Мы под прикрытием. Солдаты стоят российские. Нам уже не страшно так.
Свободно передвигаться по городу всё еще небезопасно. Съемочная группа "ТВ Центра" работает в сопровождении бойцов спецназа. ВСУ, закрепившись в соседнем Лисичанске, хаотично обстреливают город из минометов.
Бои в черте города не идут. Но вот, пожалуйста, результат работы украинских вооруженных сил. Только что сюда прилетела мина. На наших глазах на верхних этажах дома начинается пожар. И в день по Северодонецку ВСУ выпускают сотни мин. Кроме того, боевики обстреливают город из реактивных систем залпового огня.
Под канонаду мирные люди собирают дождевую воду и ищут дрова. Готовить приходится на кострах. Во время сильных обстрелов все прячутся в подвалах.
— Света у нас с 8 мая нет. Ни воды. Ни газа. Ничего нет.
В честный бой с российскими военными националисты не вступают. Многие просто бежали, бросая форму и переодеваясь в гражданское. В здании Службы безопасности Украины - следы поспешного ухода, сорванные с рукавов шевроны.
— Жилой сектор полностью освобожден. Сейчас идет процесс тщательной зачистки. Поисковые мероприятия. Закончим в жилом секторе и будем уже конкретно заниматься промзоной.
Часть боевиков отступили на территорию промзоны химического завода "Азот" в Северодонецке. Украинская сторона уже заявляет, что там укрывается 800 гражданских - которых, очевидно, по примеру Мариуполя боевики будут использовать в качестве живого щита.
"На территории находятся четыре бомбоубежища. В основном мирные жители. Но и нацисты тоже там прячутся. Поэтому в ту сторону пока не работаем. Ни артиллерией. Ничем", - сказал боец подразделения специального назначения Павел.
Всё это в очередной раз доказывает, что боевики способны лишь на террор мирного населения.
— Мы у них сепаратисты. Кто здесь остался - мы сепаратисты. Все наладится у нас. Уже забудем про эту Украину.
Группировка ВСУ в районе Северодонецка и Лисичанска находится в сложной ситуации. Назревает котел. Наша артиллерия уже препятствует поставкам боевикам боеприпасов. Киев, как и в ситуации с Мариуполем, манипулирует информацией, выдавая откровенные фейки.
"Мы втянули российские войска в ловушку в Северодонецке, притворно "сдав" город. Сейчас российское командование пребывает в шоке", - заявил Алексей Арестович, советник главы офиса президента Украины.
Всё это делается в том числе для того, чтобы солдаты ВСУ, которых привозят под командование националистов - не поняли, что использовать их хотят в качестве заградотрядов. Ведь об упадке настроений в рядах украинской армии пишут даже в западной прессе. На передовую зачастую отправляются резервисты и иностранные наёмники без военной выучки, которые сразу бегут с поля боя или выходят с поднятыми руками.
"Захваченные в плен наёмники рассказывают на допросах, что ими жертвуют в первую очередь. Вследствие замалчивания потерь киевским режимом и отсутствия останков, родственники наёмников в странах проживания об их гибели просто не знают. Столкнувшись с реальной боевой обстановкой и большими потерями среди военнослужащих ВСУ, Нацгвардии и иностранцев, значительное число наёмников предпочитает поскорее покинуть территорию Украины, но киевский режим всячески препятствует их выезду за рубеж", - сообщил Игорь Конашенков, официальный представитель Минобороны России.
Наши военные и бойцы ЛНР начали доставлять в Северодонецк гуманитарную помощь, которую здесь очень ждут.
— Мы ощутили эту поддержку. Благодарны вам. Спасибо. Здорово.
— Спасибо большое. За вкусняшки. За помощь. За еду.
Петр Вершинин. Николай Карбанов. Андрей Алексеев. "ТВ Центр". Северодонецк.