Юмору нельзя научиться! – говорил Роман Карцев почти в каждом своём интервью, – с ним можно только появиться на свет. В его родной солнечной Одессе с её свежим морским бризом быть хмурым и угрюмым просто невозможно, отмечает "ТВ Центр".
"Таксист вез меня по Одессе и звонит маме: "Мама, мама. Знаешь кого я везу? Этот – твой любимчик, раки по 8 по 3". Потом пауза. Потом она говорит: "А он что, еще живой?" – мама говорит, – я ж его мальчиком знала", - вспоминал Карцев.
"Осточертели уже эти раки, но что поделать?" – признавался он за кулисами, а затем улыбаясь шел к зрителю, читать знакомые каждому монологи.
"Абсолютно житейские, достойные истории в которых сплетались две ипостаси житейские: смешное и драматическое. Потому что не бывает только сплошной смех или сплошная трагедия. Всегда в жизни это переплетается", - рассказал сценарист, писатель, драматург Аркадий Инин.
Его жизнь, кажется, и была таким переплетением. О большой сцене и не мечтал. После школы в 56-м пошел работать наладчиком на швейную фабрику. Предприятие большое, дисциплина – железная, особенно на многочасовых собраниях трудового коллектива.
Через четыре года Карцева пригласили в самодеятельный студенческий театр "Парнас-2" при одесском институте инженеров морского флота. Там-то и свела судьба троих "титанов" советского юмора: Романа Карцева, Виктора Ильченко и автора их миниатюр Михаила Жванецкого.
"Мы организовали свой театр, которого нет и не будет больше. Потому что, во-первых, Миша не будет писать, во-вторых, Вити не будет Ильченко, ну и я скоро загнусь. Поэтому снимайте, давайте, пока я живой", - говорил Карцев.
Путевку на эстраду им дал Аркадий Райкин, пригласив в Ленинград. По настоянию сатирика Карцев получил актёрское образование. Райкин просто написал письмо в ГИТИС, мол, поспособствуйте зачислению. Роли в кино были позже. "Сначала сатирик, уже потом актер" – так он сам себе обозначил.
"Собачье сердце", "Старые клячи", "Небеса обетованные". Многие поражались: яркий и харизматичный на сцене – глубокий и чувственный на экране. Главных ролей почти не было. Эпизоды можно пересчитать по пальцам. Но каждый его герой заставлял зрителя задуматься.
"Он все-таки прививал зрителям, людям, не делая из этого какой-то назидательной задачи, вкус к хорошему, умному, я подчеркиваю, юмору. На фоне всякого юмора. В его выборе было доверие к согражданам, к зрителям, у которых есть хороший, коллективный и все-таки правильный вкус", - отметил поэт Владимир Вишневский.
Романа Карцева не стало сегодня утром. Ему было 79. О его кончине на своей странице в Facebook сообщила Наталья Жванецкая, опубликовав отрывок из рассказа "К морю": Наша жизнь здесь ни при чем. Она может кончиться в любой момент, когда такое дело и когда мы верим себе".
Матвей Шестаков, Андрей Сидоренко, Георгий Бабаян, Андрей Грис, "ТВ Центр"