О том, что они "нелегалы", пассажиры этого старого автобуса не догадываются или не хотят об этом думать. Под табличками "заказной рейс" нередко маскируются незаконные пассажирские перевозки. Документов может не быть, зато нарушений - целый багаж.
Вместо Липецка этот автобус, как и ряд других, отправится на штрафстоянку и будет стоять там, пока перевозчик не уплатит штраф за нарушение правил перевозки пассажиров - около 150 тысяч рублей. А дальше, возможно, все по новой. Еще и потребители "нелегалов" поддерживают рублем. Цены у них - ниже. На все остальное закрывают глаза.
Цена автобусного билета из Москвы в Ереван всего на полторы тысячи дешевле авиаперелета. Многие участники той жуткой аварии тоже хотели сэкономить на дороге. Итог этого нелегального рейса - пять погибших, 26 раненных, автобус, направлявшийся в столицу Армении, на вторые сутки пути врезался в автовоз. И, похоже, эта трагедия ни нелегальных перевозчиков, ни их клиентов ничему не научила. Автобусы как ни в чем не бывало полные отправляются по тому же маршруту. Порой из неожиданных мест. Например, с территории завода.
После таких рейдов уже три сотни автобусов увезли на штрафстоянки. Зная это, нелегалы еще более упорно шифруются. Места отправления и прибытия пассажирам сообщают незадолго до выезда. Жители Замоскворечья жалуются - центр превращается в один большой вокзал.
Многим автобусам яркая окраска не помогает. И неспециалистам видно, что они на грани списания или еще хуже.
С прессой водители "заказных" автобусов общаться отказываются. Говорить согласны водители на официальных рейсах. Нелегалы лишают их прибыли. Они не платят налоги, их пассажиры не проходят через рамки металлоискателя, отсутствует страхование - реальный и потенциальный урон от деятельности нелегалов велик. А вот поймать за руку сложно.
"Это извечная детская игра "сыщик, ищи вора". Это не потому, что власти чего-то не понимают или правоприменители недостаточно квалифицированы. Просто правонарушитель всегда делает шаг вторым. Мы установили правила, они уже смотрят: ага, здесь можно обойти таким образом, а вот здесь можно сделать так-то", - говорит депутат Московской городской думы Александр Семенников.
Впрочем, по словам депутата, прогресс все же есть. Еще несколько лет назад нелегалы занимали 80 процентов рынка, сейчас - максимум 30.
Направление Москва-Ереван, где произошла трагедия, всегда было проблемным. Официального автобусного сообщения попросту не существует. Но власти пообещали: скоро будет. Несколько солидных компаний, которых нужно еще найти, создадут здоровую конкуренцию и вытеснят нелегалов с этой ниши.
Кристина Одиноченко, Павел Винокуров, Лилия Акиньшина, Данил Гималов, "ТВ Центр".