Главные заявления Владимира Путина на ПМЭФ

Когда-то региональное мероприятие, Петербургский форум сейчас – площадка для обсуждения глобальных проблем. Привычные источники роста обмелели, передает "ТВ Центр". Мир вот-вот накроет волна революции технологий.

"Неизбежно произойдёт реструктуризация целых отраслей, обесценятся многие производства, обострится конкуренция – как на традиционных, так и на формирующихся рынках", - отметил Путин.

Чтобы выплыть сами и оставить конкурентов "за бортом", кто-то создает закрытые торговые объединения, где все играют по правилам одного игрока. Но будущее, уверен Путин, за по-настоящему равноправными партнерствами. Евразийский экономический союз, созданный Россией, Казахстаном и  Белоруссией – одно из таких.

"Инициатор этого проекта находится в этом зале, на трибуне. Это президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев", - сказал российский лидер.

"Владимир Владимирович в своём выступлении уже с себя ответственность снял, сказав, что Назарбаев – инициатор, чтобы не говорили, что Россия собирает какой-то союз", - заметил Назарбаев.

ЕАЭС, подчеркивают Назарбаев и Путин, к этому моменту уже обсудив будущее союза на двусторонней встрече, мыслит принципиально по-другому.  А потому привлекает все больше партнеров. Создать зону свободной экономической торговли с организацией хотят уже более 40 государств.

Такая интеграция для Европы – возможность альтернативы кабальному трансатлантическому партнерству. К тому же, торговые связи с Россией – даже в условиях санкций – на высоком уровне. "Мы, что называется, как у нас в народе говорят, зла не держим и готовы идти навстречу нашим европейским партнёрам. Но это, безусловно, не может быть игрой в одни ворота", - заявил Путин.

И ведь еще непонятно, кто пострадал больше. Российская экономика удар выдержала. Теперь задача выйти на новый уровень развития. Сократить инфляцию до 5 процентов, провести структурные реформы. Создать комфортный деловой климат. В том числе, ужесточив ответственность для силовиков и судей. Бизнес должен чувствовать себя в России спокойно и комфортно.  

Модератор дискуссии американский журналист Фарид Закария буквально засыпает российского президента вопросами. Первый – о новом витке противостоянии Москвы и Вашингтона.

"Мы столкнулись и с сепаратизмом, и с радикализмом, столкнулись с агрессией международного терроризма, потому что, безусловно, на Кавказе у нас воевали представители "Аль-Каиды", это очевидный факт, с этим даже никто не спорит. Но вместо ожидаемой с нашей стороны поддержки нашими партнёрами наших усилий по борьбе с этими проблемами, мы, к сожалению, увидели другое – поддержку этого самого сепаратизма. Нам говорили: "Мы же не принимаем ваших сепаратистов на высшем политическом уровне, мы только на технологическом". Очень хорошо, спасибо хоть и за это. Но и информационная поддержка, и финансовая поддержка, административное сопровождение – мы это всё видели. Потом, когда нам всё-таки удалось справиться с этими проблемами, пройти через тяжёлые испытания, мы столкнулись с другим. Советского Союза нет, Варшавский договор прекратил существование. Но зачем‑то нужно постоянно расширять инфраструктуру НАТО, двигаться к российским границам", - заявил российский лидер.

Потом, напоминает Путин, была еще "арабская весна", разворошившая весь Ближний Восток. Но на этом Вашингтон не остановился. Государственный переворот на Украине стал следующим шагом.

"Изменения в конституцию, которые должны были бы быть приняты до конца 2015 года. Но где же изменения? Их нет. Должен был быть введён в действие закон об особом статусе этих территорий, которые мы называем "непризнанными республиками". Этот закон принят парламентом страны, но до сих пор не действует. Нужно обязательно было принять закон об амнистии. Он принят парламентом Украины, но не подписан президентом, не действует", - заявил Путин.

Переговоры – главное слово и в решении сирийского кризиса. Попытки силой поставить угодного или снять неугодного президента к миру никогда не приведут.

"Когда я спрашиваю наших коллег: "Вы зачем там всё это делаете?" Они говорят: "С целью утверждения принципов демократии. Режим президента Асада – не демократический, а нужно, чтобы там восторжествовала демократия". Прекрасно. "Там что, везде демократия?" – "Нет, там пока не везде, но в Сирии должна быть демократия". – "Хорошо. А как можно добиться демократического устройства общества? Разве можно добиться исключительно силой оружия и вообще силой?" – "Нет, это можно сделать только с помощью демократических институтов и процедур ". А что это такое? Нет более демократического способа формирования власти, как выборы на основе основного закона, который называется конституцией", - указал Путин.

Авторитет России в решении сирийского кризиса признал и генсек ООН, Пан Ги Мун приезжал на открытие форума, и премьер-министр Италии, почетной гость форума. С трибуны он восхищается ставшим символом возвращения мира в Сирию концертом в Пальмире. Но у американского журналиста своя песня: "Господин президент, хочу спросить вас ещё об одном демократическом государстве, где совершенно другая картина. Вы говорили о Дональде Трампе, кандидате от Республиканской партии. Вы сказали, что это выдающийся человек, талантливый человек, чрезвычайно умный человек. И об этом говорили во всём мире. Я хотел бы узнать вот что. Что именно в этом человеке привело вас к такому его восприятию? И уверены ли Вы в этом?"

"Я на ходу сказал, что Трамп – яркий человек. А что, не яркий? Яркий. Никаких других характеристик я ему не давал", - ответил Путин.

"О госпоже Клинтон. У неё, может быть, свой взгляд на развитие российско-американских отношений. Вы знаете, есть ещё одна вещь, на которую я хотел бы обратить внимание, которая не имеет отношение ни к российско-американским отношениям, ни вообще к какой‑то большой политике. Это имеет отношение скорее к кадровой политике… Мы исходим из того, что чувство ответственности главы американского государства, главы страны, от которой очень многое в мире сегодня зависит, что это чувство ответственности будет побуждать вновь избранного президента сотрудничать с Россией и, ещё раз хочу подчеркнуть, создавать более безопасный мир", - заявил российский президент.

Россия, подчеркивает Путин, будет работать с любым законно избранным президентом. Вмешиваться во внутренние дела другой страны  – не наш стиль.

"Америка – великая держава, сегодня, наверное, единственная супердержава. Мы это принимаем, мы хотим и готовы работать с Соединёнными Штатами. Как бы там ни происходили эти выборы, в конце концов, они состоятся. Будет глава государства, у него большие очень полномочия. Там идут сложные внутриполитические и экономические процессы, в Соединённых Штатах. Миру нужна такая мощная страна, как Соединённые Штаты, и нам нужна. Но нам не нужно, чтобы они постоянно вмешивались в наши дела, указывали, как нам жить, мешали Европе строить с нами отношения", - отметил президент.  

"Как санкции, про которые вы сказали, касаются Соединённых Штатов? Да никак не касаются. Вообще наплевать им на эти санкции, потому что последствия наших ответных действий на них никак не отражаются. На Европе отражаются, а на США никак не отражаются. Нулевой эффект. Но американцы говорят своим партнёрам: "Надо потерпеть". Зачем им терпеть? Я не понимаю. Хотят – пусть терпят", - добавил Путин.

О том, зачем Европе терпеть убытки, итальянский премьер не отвечает. Зато рассказывает, до каких пор. Момента полной имплементации минских соглашений.

Слово России в политике и экономике имеет особый вес. И ПМЭФ – тому подтверждение.

Екатерина Выскребенцева, "ТВ Центр".