Ранее лидер ЛДПР Владимир Жириновский в условиях обострения российско-турецкого кризиса после уничтожения 24 ноября 2015 года турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24 предложил напомнить о победах Российской империи в русско-турецких войнах и тем самым "поднять настроение россиянам".
"Как мы громили турок — все двенадцать войн покажите!" - призывал Жириновский.
В прошлый раз, следуя совету известного политика, TVC.RU вспоминал 24 декабря - эта дата отмечается как День воинской славы России. В 1790 году русские войска под командованием генерал-аншефа Александра Суворова взяли штурмом турецкую крепость Измаил.
На этот раз речь пойдет о победе 26 мая 1829 года, когда российский корабль "Меркурий" в неравном тяжелейшем бою одолел турецкую эскадру в Босфорском проливе, и подвиге капитана судна Александра Казарского. Именно бриг "Меркурий" принес Александру Казарскому всероссийскую славу.
В 1829 году три русских парусных корабля - фрегат "Штандарт" и бриги "Орфей" и "Меркурий" - получили приказ крейсировать у выхода из пролива Босфор. На рассвете 26 мая неожиданно объявилась турецкая эскадра, которая устремилась в погоню за русскими кораблями. Получив приказ уходить от противника, быстроходный "Штандарт" и "Орфей" оторвались от преследователей, а тихоходный "Меркурий", которым командовал капитан Казарский, стал отставать. Мощные два турецких корабля решили самостоятельно пленить или уничтожить русский бриг, имевший на борту только 20 орудий.
Шансы на спасение "Меркурия" были ничтожно малы, но офицерский состав брига под командованием Казарского принял решение дать неравный бой, а в случае серьезных повреждений сцепиться с одним из турецких кораблей и выстрелом из пистолета взорвав пороховой погреб уйти на дно вместе с вражеским судном.
С призывом к матросам "не посрамить чести Андреевского флага" Казарский приказал "остановить безнадежное бегство и изготовиться к бою". Чтобы ни при каких обстоятельствах не спускать флага, он был намертво прибит к гафелю. На предложение сдаться зажатый вражескими кораблями "Меркурий" отвечал огнем. Несмотря на то, что турецкие корабли имели десятикратное преимущество, более маневренный русский бриг при помощи парусов и весел успешно уклонялся от вражеских залпов, нанося в ответ ощутимые удары по турецким кораблям. Ожесточенная схватка длилась четыре часа.
Казарский получил контузию головы, но, несмотря на это, оставался на посту и руководил сражением. В итоге неравный бой с турецкой эскадрой завершился невероятной русской победой. Меткие выстрелы "Меркурия" нанесли турецким кораблям тяжелые повреждения в парусах и заставили их лечь в дрейф.
Израненный русский бриг возвратился на базу, в Севастополь, где базировались основные силы Черноморского флота. Раненый Казарский доложил о потерях: четверо убитых, шесть раненых, 22 пробоины в корпусе "Меркурия" и 133 пробоины в парусах.
Новость об удивительной победе "Меркурия" облетела всю Россию и весь мир: о подвиге русских моряков писали российские и зарубежные газеты.
"Подвиг сей таков, что не находится другого ему подобного в истории мореплавания; он столь удивителен, что едва можно оному поверить. Мужество, неустрашимость и самоотвержение, оказанные при сем командиром и экипажем "Меркурия", славнее тысячи побед обыкновенных", - писал "Одесский вестник".
Подвиг капитана Казарского и команды "Меркурия" вызвал не только всеобщее восхищение соотечественников, но и признание противником морального превосходства русских моряков. Один из турецких штурманов – участников этого боя - позднее написал:
"Если в великих деяниях древних и наших времен находятся великие подвиги храбрости, то сей поступок должен все иные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме Славы: оно называется капитан-лейтенант Казарский и бриг "Меркурий"".
Так скромный морской офицер Александр Казарский мгновенно стал национальным героем. Ему посвящали стихи и поэмы. Русский поэт Денис Давыдов сравнивал Казарского со спартанским царем Леонидом.
"Меркурий" получил памятный Георгиевский флаг и бессмертное имя. Отныне повелевалось всегда иметь в составе Черноморского флота корабль, носящий такое же имя, дабы, как выразился государь-император Всероссийский Николай I, "память знаменитых заслуг команды брига "Меркурия" никогда во флоте не исчезала, а, переходя из рода в род, на вечные времена служила примером потомству".
В ознаменование этого славного подвига в Севастополе на морском бульваре был установлен памятник с надписью на пьедестале: "Казарскому. Потомству в пример…". Знаменитый художник Айвазовский написал несколько картин, посвященных этому бою.
Читайте также:
День воинской славы России: как Суворов штурмовал турецкий Измаил