Уникальное произведение Евгения Вучетича считали призраком. Никто его не искал, хотя все, безусловно, знали, где горельеф находился. Просто найти его не надеялись. Были уверены, что композицию уничтожили в советское время, отмечает "ТВ Центр".
"Два года тому назад был обнаружен горельеф Вучетича, утерянный 40 лет тому назад. За год был отреставрирован замечательный памятник искусства. И сейчас он открывается для массового осмотра и посещения. Надеюсь, что это будет таким хорошим символом и хорошим началом уникальной, научной реставрации объектов ВДНХ", - сказал Собянин.
Композиция должна была стать главной жемчужиной Центрального павильона ВДНХ. Ее назвали в духе времени, пафосно: "Знаменосцу мира, советскому народу — слава". Три года 8 архитекторов воплощали задумку Вучетича. Они должны были разместить на площади всего в 90 квадратных метров высотки МГУ, Шуховскую башню, ДнепроГЭС, а главное – 1500 фигур разного объема. И сделать это так, чтобы казалось - многолюдная манифестация растянулась на километры.
Многие из тех, кто видел композицию впервые, были уверены, что ее глубина 2, а то и все шесть метров. Некоторые скептики даже приходили в павильон с линейкой. И каждый раз поражались, понимая, что до самой дальней фигуры всего 62 сантиметра, можно дотянуться рукой.
Есть предположение, что у автора были реальные прототипы. Правда, пока установить удалось лишь троих. Специалисты считают, что узбек с цветком хлопка – дважды герой Социалистического труда Назарли Ниязов. А слева в первом ряду плечом к плечу стоят академик Иван Павлов и актриса Алла Тарасова. Всего же четко прорисованных образов – 126. Каждый из них - знаковый для своей эпохи персонаж.
Горельеф создавался между двумя событиями, которые сыграли в его судьбе роковую роль. Вскоре после начала работ умер Иосиф Сталин, а через три года состоялся легендарный XX съезд, где был развенчан культ личности. Сначала архитекторов попросили стереть изображение вождя со знаменем, вместе с портретами Маркса и Энгельса, а герб СССР в руках рабочего и колхозницы заменить на ребенка. В 60-х работу и вовсе распорядились спрятать за фальшстеной. Надежду найти за ней хотя бы что-то специалисты потеряли окончательно, когда спустя 30 лет в павильон пришли торговцы.
Читайте также:
На ВДНХ построят новое колесо обозрения
Конструкции крепили и непосредственно к скульптурам, спрятанным за фанерой. Таким образом 13 фигур потеряли головы, многим сбили руки и фрагменты одежды. Но, так как никто не заходил за укрытие много лет, почти все фрагменты удалось найти на полу. В ходе работ реставраторы обнаружили в подвале павильона еще один шедевр – самую большую картину художника Александра Герасимова. Скоро ее тоже восстановят и представят публике.
Евгения Карих, Максим Панкин, Андрей Талалай, Михаил Фёдоров. "ТВ Центр".