На нефтяном рынке готовится суперспекуляция

В Роттердаме, крупнейшем порту Европы, скопилось рекордное количество танкеров с нефтью за последние семь лет. По информации местных СМИ, разгрузки ожидают 50 судов. Виновниками "толкучки" оказались нефтетрейдеры, или попросту перекупщики, которые "затарились" топливом в период минимальных цен и теперь ждут роста мировых котировок, чтобы заработать на разнице. Держать нефть на танкерах для них намного выгоднее и проще, чем на земле. А уж если спекулянты приготовились к повышению цен, можно не сомневаться в том, что они повысятся, пишет "Русская планета".

Аналитики со всех сторон трезвонят: "забитость" танкеров вызвана тем, что все наземные и подземные нефтехранилища и резервуары уже заполнены под завязку и продолжение "медвежьего" тренда неизбежно. "Во второй половине 2016 года мы будем заливать нефть даже в бассейны", — пошутил в начале января глава BP Роберт Дадли.

Однако, несмотря на подобные прогнозы, ситуация очень похожа на ту, что имела место в 2008 –2009 годах, когда трейдеры развязали так называемое суперконтанго — наняли свыше 130 танкеров, заполнили их нефтью и стали ожидать повышения цен. Надо сказать, тогда им удалось весьма неплохо заработать: меньше чем за два года стоимость барреля Brent выросла с менее чем 40 долларов до 125 долларов за бочку, а те, кто сделал ставку на рост цен, заработали миллиарды. Сегодня все указывает на то, что повторение подобного сценария не то что возможно, а скорее даже неизбежно.

Термин "контанго" используется как на сырьевых, так и на несырьевых товарных рынках и означает, что, если вы купите товар сегодня, он будет стоить дешевле, чем если вы договоритесь о поставке на следующий месяц, год, десятилетие и так далее. Чем больше срок поставки, тем выше цена, так как в нее будет входить стоимость хранения товара все это время.

В 2015–2016 годах средняя стоимость хранения барреля нефти на танкере в течение одного месяца составляет чуть более доллара США (сумма немного разнится в зависимости от судна и региона, но можно ориентироваться на нее). То есть, если через месяц цена фьючерса на нефть вырастет всего на один доллар, это окупит затраты трейдеров на ее хранение. Если же цена будет расти намного быстрее, чем на доллар в месяц (а подобное мы уже наблюдали в 2009–2011 годах), то 50 тысяч долларов за один день аренды танкера покажутся копейками на фоне астрономических прибылей спекулянтов.