Баррель – то есть сама бочка для нефти – сейчас стоит в разы дороже содержимого. Этот парадокс – результат обвала цены "чёрного золота" со 100 до 27 долларов за полтора года. Такая скорость и глубина падения поставили под угрозу экономики многих стран, передает "ТВ Центр". Но антирекорды бьёт Венесуэла - по итогам 2015 года инфляция составила 141%. Это самые высокие темпы в мире. До сих пор стране помогал выживать Китай, который одолжил ей 60 миллиардов долларов с 2009 года.
"Мы мало что можем себе позволить, все очень дорого. Вы хотите купить, например, пару обуви, но вам просто не хватает денег. Деньги уже почти ничего не стоят", - сетует житель Венесуэлы.
95% доходов южноамериканской республики – это выручка от экспорта нефти. Теперь же эта выручка сократилась до такого минимума, что президент Венесуэлы Николас Мадуро вынужден был на два месяца - до марта - ввести в стране чрезвычайное экономическое положение. А министр нефти Венесуэлы отправлен в турне по нефтяным странам, чтобы призвать их к совместным действиям по остановке падения цен на нефть. Пошёл не поклон не просто так, а от безысходности. В этом году стране нужно вернуть кредиторам 9,5 миллиарда долларов – это почти в два раза больше, чем останется в бюджете.
"Мы вступили в период экономической турбулентности, в случае Венесуэлы и Эквадора из-за снижения цен на нефть. Мы должны остановить это безумие", - заявил Мадуро.
Приблизительно в такой же турбулентности сейчас находится и Азербайджан. На нефть и газ там тоже приходится 95% экспорта. А нефтекризис обвалил национальную валюту, манат, на 35%. На этой неделе в Баку даже прибыла делегация Всемирного банка и МВФ. По данным газеты Financial Times, цель визита: обсуждение предоставления займа в размере 4 миллиардов долларов. От помощи не отказались бы и многие другие экспортеры - страны Латинской Америки, и даже компании, работающие в Северном море – там сейчас себестоимость нефти чуть ли не в два раза дороже её рыночной цены. И нефтезависимость страшна тем, что остановить добычу на несколько лет, даже месяцев, а потом опять возобновить невозможно без больших затрат.
"Все это сказывается на общем отношение инвесторов – в индустрию недофинансировано порядка 40 миллиардов долларов, за последние полтора года – за год. Понятно, что это денежные средства, которые не позволят увеличить добычу уже или хотя бы сохранить действующую добычу в 2016- 2017-ом годах", - отметил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
В играх с нефтью страшно еще то, что в них оказываются втянуты все без исключения. К примеру, в Канаде сейчас страдают любители цветной капусты. Без капусты можно было бы и обойтись, но дело в том, что этот овощ для страны – как барометр ситуации в экономике. Если капуста дешёвая, значит экономика Канады в норме. Взаимосвязь простая - Канада закупает цветную капусту и некоторые другие овощи в Америке за нефтедоллары. Но если без капусты прожить можно, то без зарплаты уже сложнее. И в Европе уже начались массовые увольнения – и все они связаны именно с падением цен на нефть.
"Промышленность Франции, равно как и Великобритании, Германии, США, столкнется с серьезнейшим кризисом. Так как низкая цена на нефть означает снижение или отсутствие спроса в инженерных технологиях, производстве буровых установок или вертолетов. Раньше Франция поставляла едва ли не больше всех вертолетов для нефтяных компаний. В Тулузе, на предприятии, где производят вертолеты для нефтяных компаний, уже уволены, порядка 2-3 тысяч человек", - сообщил экономист Жак Сапир.
Эксперты прогнозируют, что если цены на нефть не вырастут, то французские компании, которые производят инженерные технологии, трубы и прочую инфраструктуру для нефтяных компаний, просто закроются. Вот так буквально за считанные месяцы страны с сильной национальной валютой могут оказаться в аутсайдерах, а, страны со слабой национальной валютой, как это ни удивительно, смогут хорошо заработать.
"Низкая национальная валюта приводит к росту экспортного потенциала. Если раньше Российская Федерация стремилась к тому, чтобы заниматься экспортом, она сейчас занимается экспортом. Например, экспортирует продукцию машиностроения, автомобилестроения – то есть двигатели – в направлении Европейского союза. Что, в принципе, было очень сложно представить, но что стало возможным именно благодаря слабому рублю", - указал Абзалов.
Поэтому ослабление национальной валюты развивающихся стран уже привело к тому, что в США бизнес начал критиковать политику ФРС, которая повысила процентирую ставку и усилила доллар, что уже сократило экспорт США, – а это миллиарды долларов. За снижение прибыли от нефти расплачиваются и сотрудникам американских энергетических компаний, и компаний, связанных с обслуживанием нефтяной отрасли. Только в 2015 году были уволены 87 тысяч сотрудников. И, по прогнозам экспертов, пик кризиса впереди. И это еще не вся цепочка тех, кто страдает от дешевой нефти. Пусть и незначительно подешевевший бензин в Европе и Америке может разорить банки. Дело в том, что за каждую транзакцию по кредитной карте банки получают три процента комиссии – теперь же эти три процента только на бумаге, но не в кассе. Кстати, и потребители бензина, по крайней мере, европейские ничего от падения цен на нефть не выигрывают. Насладиться низкими ценами не дают налоги.
"В США бензин не сильно облагается налогами - где-то 20-25% доплачивает за литр потребитель. Во Франции все совсем по-другому. В цену бензина вкладывают до 80% его изначальной стоимости, это налоги. А значит, падение цен на бензин для покупателя не означает значительного падения стоимости. За последние полгода цена на нефть упала на 50-60%. Но для французского потребителя стоимость бензина снизилась всего на 10%", - пояснил Жак Сапир.
Так что эти 10 процентов водителей только нервирует, и каждый день напоминают о том, что вся эта неожиданная радость может закончиться плачевно. Впрочем, то, что серьезные проблемы могут быть не только у обычных людей, подтверждает громкое заявление, которое на этой неделе сделал глава ОПЕК Абдалла Аль-Бадри. Он пригласил за стол переговоров все крупные нефтедобывающие страны. Сенсация в том, что ОПЕК не любит разговоров о сокращении квот на добычу нефти. Но, видимо, сегодня – это единственный способ, который поможет спасти экономики всех стран. По словам Аль-Бадри, суровые времена требуют суровых решений.
Вера Щирова, Евгения Карих, Екатерина Симанович, "В центре событий", "ТВ Центр".