День воинской славы России: как Суворов штурмовал турецкий Измаил

24 декабря отмечается как День воинской славы России. В 1790 году, 225 лет назад, русские войска под командованием генерал-аншефа Александра Суворова взяли штурмом турецкую крепость Измаил.

Ранее лидер ЛДПР Владимир Жириновский в условиях обострения российско-турецкого кризиса после уничтожения 24 ноября турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24 предложил напомнить о победах Российской империи в русско-турецких войнах и тем самым перед Новым годом "поднять настроение россиянам".

"Как мы громили турок — все двенадцать войн покажите!" - призывал Жириновский.

Следуя совету известного политика, TVC.RU решил вспомнить выдающееся сражение русской армии в войне с турками, а именно то, как происходило взятие Измаила - одна из самых блестящих побед русского оружия.

Не желая мириться с результатами русско-турецкой войны 1768—1774 годов, в которой Российская империя неизменно одерживала победы одну за другой, Турция в июле 1787 года ультимативно потребовала от России возвращения Крыма, отказа от покровительства Грузии и согласия на досмотр проходящих через проливы русских торговых судов. Российская империя не могла согласиться на такие варварские условия, и турецкий султан объявил России войну.

В ходе второй русско-турецкой войны в октябре 1787 года русские войска под командованием великого полководца Александра Суворова практически полностью уничтожили шеститысячный десант турок, пытавшихся захватить устье Днепра, на Кинбурнской косе. Однако несмотря на блестящие и величественные победы русских войск под Очаковым в 1788 году, у Фокшан и на реке Рымник в 1789 году, а также победы русского флота у Очакова, и Фидониси в 1788 году, в Керченском проливе и у острова Тендра в 1790 году, Османская империя до последнего оттягивала и не соглашалась принять условия мира, на которых настаивала Россия, а султан пытался всякими возможными способами затянуть переговоры.

Российские военачальники и дипломаты прекрасно осознавали, что значительно ускорить процесс переговоров удастся со взятием Измаила — мощной турецкой крепости с высоким валом и широким рвом, глубиной до 10,7 метров, заполненным водой. На 11 бастионах располагалось 260 орудий. Гарнизон Измаила составляли 35 тысяч человек под командованием Айдозлы-Мухаммад-паши. Частью гарнизона командовал Каплан Гирей, брат крымского хана, которому помогали пять его сыновей.

Султан издал специальный приказ, согласно которому в случае падения Измаила казнить каждого воина, не рискнувшего отдать свою жизнь, чтобы отстоять крепость.

Фаворит императрицы Екатерины II талантливый дипломат и военачальник главнокомандующий Южной русской армией светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический прекрасно понимал, что имела в виду императрица. Надо во чтобы то ни стало убедить противника прекратить военные действия, признав права России на южные земли, в том числе и на Крым. Потёмкину было ясно, что этот особенный мир с турками возможен только после ещё одной нашей впечатляющей победы.

Успех теперь зависел от "достойного и почтенного старика" - так между собой в шутку, но с уважением Екатерина и Потёмкин называли 60-летнего полководца Александра Васильевича Суворова. Ему опять предстояло сделать, казалось бы, невозможное.

В конце ноября 1790 года Потёмкин принял решение передать командование русскими частями, штурмовавшими Измаил, генерал-аншефу Суворову.

Он послал ему предписание: "Много тамо разночинных генералов, а из того выходит всегда некоторый род сейма нерешительного. Огляди всё и распоряди, и, помоляся Богу, предпринимайте".

Желая избежать кровопролития, 17 декабря 1790 года Суворов направил турецкому коменданту Измаила Айдозле-Мухаммаду-паши ультиматум о сдаче крепости, на которую туркам отводилось всего 24 часа.

"Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи и воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть. Чего оставляю вам на рассмотрение", - поставил условие Суворов.

Уже на другой день от коменданта турецкой крепости Измаил пришёл ответ - он был ожидаем.

"Скорее Дунай остановится в течении своём, и небо преклонится к земле, нежели сдастся Измаил", - ответил турецкий комендант.

"Два раза русские подходили к Измаилу, и два раза отступали; теперь, в третий раз остаётся нам только взять город, либо умереть", - писал Суворов. Теперь всем было понятно - скоро будет штурм, как говорил Суворов, с "храбростью и фурией" русских солдат.

Штурм крепости был назначен на раннее утро 22 декабря: Суворов задумал начать штурм в пять часов утра, примерно за два часа до рассвета. Темнота нужна была для внезапности первого удара и овладения валом. Однако штурм не стал для турок неожиданностью. Они каждую ночь были готовы к нападению русских, поскольку несколько перебежчиков раскрыли им план Суворова.

22 декабря в 3 часа ночи, по сигналу первой ракеты, колонны русских войск двинулись к стенам неприступного Измаила. Начался штурм. Русские войска делились на три отряда, по три колонны в каждом. Первой преодолела вал и вступила в бой колонна под командованием генерал-майора Бориса Ласси, затем на помощь пришла колонна генерал-майора Львова. Русские войска завладели Хотинскими воротами, куда устремилась кавалерия. Другие колонны захватывали вражеские бастионы и орудия. Большую роль в штурме сыграли десантные войска под командованием генерал-майора Осипа Дерибаса (в честь которого названа нынешняя знаменитая улица Дерибасовская в Одессе - прим.ред.) Бой шёл ожесточённый, даже турецкие женщины бросались на русских солдат с кинжалами. И всё это отчаянное безумие - среди мечущихся, вырывавшихся из конюшен и обезумевших от огня тысяч лошадей. Но для турок всё уже было кончено. Когда победа русской армии Суворова была почти одержана, брат крымского хана Каплан Гирей, собрав несколько тысяч татар и турок, предпринял последнюю отчаянную попытку отбить Измаил.

Однако сметливый русский полководец Суворов бросил против татар и турок резерв — егерей, которые загнали вражеские войска в болото. Стоя по колено и по пояс в воде и грязи, воины бились практически только холодным оружием - перезарядить мушкет в болоте было невозможно. Суворовские егеря обступили татар кольцом со всех сторон, при том, что сражаться штыком в болоте гораздо сподручнее, чем саблей с лошади. В плен турок и татар не брали, а убивали всех шквалом штыковых ударов. Татары были убиты все до единого. Сам брат крымского хана Каплан Гирей, бросивший тысячную орду турок и татар на верную смерть, погиб вместе со всеми своими пятью сыновьями.

К четырём часам дня Измаил был полностью во владении русских войск Суворова - защищать крепость больше было некому. 26 тысяч турок были убиты, девять тысяч - взяты в плен. Общие потери русских войск составили 2136 человек убитыми и 3214 ранеными.

И если павших в боях за Измаил русских солдат хоронили по православным обычаям, то погибших турецких воинов бросали прямо в воды Дуная. Пленных турок русские казаки конвоировали в Николаев.

Комендантом крепости Суворов назначил особо отличившегося в боях за Измаил Михаила Кутузова — знаменитого будущего полководца, который в 1812 году громил французов под Бородино и победил Наполеона.

Вскоре после битвы Потёмкин сообщил в Петербург: "Неприятель истреблён, войска наши оказали мужество примерное и неслыханное. Повергаю к освящённым стопам Вашего Императорского Величества графа Суворова-Рымникского, отличное храброе войско и себя".

На что Екатерина II восторженно отозвалась: "Почитаю измаильскую эскаладу города и крепости за дело, едва ли ещё где в истории находящееся".

Императрица была как никогда щедра в наградах и даже могла дать Суворову фельдмаршальский жезл и присвоить звание генерал-фельдмаршала - высшее воинское звание в сухопутных войсках, однако тогда он становился бы равным по званию Потёмкину - этого она допустить не пожелала. В итоге Суворов был назначен подполковником Преображенского полка.

Вспоминая Измаил, Суворов говорил: "Нет крепче крепости, отчаяния и обороны, чем Измаил. На такой штурм можно пойти только один раз в жизни".

То, что произошло под Измаилом, повергло в шок всю Европу. В Турции царила паника, султан обвинил во всём своего визиря и казнил его.

В 1792 году был заключён мир, который подтвердил присоединение Крыма к России и её права на всё северное Причерноморье - от Днестра до Кубани.

Вскоре после победы над турками Суворов занялся укреплением русско-турецкой границы. В 1792 году по его приказу на левом берегу Днестра был образован город Тирасполь — в настоящее время крупнейший в Приднестровье. В 1794 году был основан город Одесса.

Победе под Измаилом был посвящён гимн "Гром победы, раздавайся!", считавшийся до 1816 года неофициальным гимном Российской империи. Автором слов стал поэт Гавриил Державин. Гимн начинался следующими строками:

"Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!"

Дмитрий Музалевский, TVC.RU