Накануне Ростуризм настоятельно порекомендовал прекратить реализацию путевок в Турцию напрямую или через третьи страны. В среду уже в середине дня все туроператоры, кто работал с этим направлением, приостановили продажи. Россияне начали массово сдавать ранее купленные билеты. Те, у кого оплаченные туры уже на руках, могут либо перенести поезду до лучших времен, либо поменять направление. Или же вернуть деньги. В данном случае все 100 процентов. Особого беспокойства туроператоры по этому поводу не высказывают. Турция - далеко не самое популярное направление зимой. Сейчас там находятся около 10 тысяч наших туристов. Большая часть из них - те, кто не смог улететь в Египет, передает "ТВ Центр".
"В глубину забронировано небольшое количество туристических пакетов. Поэтому, потери туроператоров от закрытия этого направления в настоящий момент несущественны. Потери, несомненно, есть, но по сравнению с теми же потерями, которые были в Египте, это в десятки раз меньше", - рассказал президент "Натали Турс" Владимир Воробьев.
Даже если ограничения когда-либо будут сняты, не факт, что Турция легко вернет свою долю этого рынка. Во-первых, туристы, хоть и вынужденно, но "распробуют другие направления", например, более-менее доступные по цене Эмираты. Во-вторых, не все рискнут ехать в страну с сомнительной репутацией и лояльную к террористам. Для Турции наша страна - вторая после Германии по количеству туристов. В прошлом году турпоток из России составил почти 4,5 миллиона человек. На отдыхе россияне потратили почти 4 миллиарда долларов.
"Для Турции потеря российского трафика будет очень серьезным ударом. По крайней мере, в связи с тем, что это основная туристическая составляющая. Основной удар придется по западному и южному побережью этой республики", - считает президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
За последние 15 лет товарооборот России и Турции увеличился в десять раз и достиг более 30 миллиардов долларов. Москва и Анкара заявляли о намерении только расширять экономические связи. Уже 6 лет действует упрошенный таможенный коридор. Страны готовили соглашение о зоне свободной торговли. А президент Турции намеревался увеличить товарооборот до 100 миллиардов долларов к 2023-му году. И, возможно, так бы оно все и было, учитывая амбициозные совместные проекты. Если бы сами турецкие власти своими действиями не поставили под вопрос дальнейшее сотрудничество. Сиюминутная прибыль от нелегальных нефтяных и других поставок со стороны запрещенного в России "Исламского государства" перевесила долгосрочные и взаимовыгодные перспективы партнерства.
"Турция не только от нелегальной нефти имеет денежный доход. С учетом того, что, например, ежедневно этот объем можно оценить примерно от одного, двух миллионов в день. Это только на внутренней торговле. Понятно, что серая часть включает в себя вооружение, нефть, нелегальную миграцию и таможенные услуги, которые с этим связаны и финансирование. В среднем, несколько миллиардов в год. Может, полмиллиарда в год. Может, треть миллиарда. Российский товарооборот значительно больше. Он составляет миллиарды", - указал Дмитрий Абзалов.
Благодаря России Турция могла бы стать крупнейшим транзитером нашего газа в Европу и зарабатывать на этом по 50 миллиардов долларов в год. Такой шанс у Анкары появился после принятия решения о строительстве газопровода "Турецкий поток" в обход Украины. Но турецкая сторона тормозила подписание межправительственного соглашения, торгуясь по скидкам на газ. Теперь рискует остаться вообще ни с чем.
Сейчас газ идет в Турцию по "голубому потоку". Анкара - второй по величине его покупатель после Германии. Россия закрывает 60 процентов турецкого потребления голубого топлива. Без этих поставок экономика Турции окажется под угрозой. Альтернативных источников попросту не хватит, чтобы закрыть все потребности.
Этой весной корпорация Росатом за свой счет начала строительство АЭС на территории Республики. Она обеспечила бы страну более дешевой электроэнергией и позволила бы экономить на закупках газа. Сейчас Россия готова пересмотреть свои проекты с турецкой стороной.
В Турцию вложено и немало частных российских капиталов. Заводы, бензоколонки, банки, сотовые операторы с владельцами из России. Все это рабочие места и формирование финансово-экономической инфраструктуры.
Лилия Попова, Татьяна Суравенкова, Андрей Булычев, "ТВ Центр".