Россия предложит возобновить расследования по Boeing

Уровень нелогичности в отчете Совета безопасности Нидерландов по крушению Boeing зашкаливает. И Россия категорически не согласна с выводами голландской комиссии. Это основные тезисы ответа Росавиации на публикацию нидерландского отчета. Более того, Россия предложит возобновить расследование катастрофы. Единственное, в чем российские специалисты согласились с голландскими, так это в том, на ком лежит ответственность за незакрытое для гражданской авиации небо над Донбассом.

До этой недели немногие российские эксперты, которые наблюдали за работой голландских следователей, строго придерживались правил - никаких комментариев и оценок до публикации официального доклада. Теперь документ, в котором международная техническая комиссия рассказывает о причинах крушения Boeing на Донбассе, обнародован. Наша страна с выводами категорически не согласна.

"Складывается впечатление, что вместо последовательного анализа объективных данных комиссия занималась подгоном доказательств под заранее выбранную версию", - заявил уполномоченный представитель РФ по расследованию катастрофы Boeing MH-17, заместитель руководителя Росавиации Олег Сторчевой.

Олег Сторчевой лично наблюдал за работой международных экспертов и изучил финальный доклад, который в Нидерландах назвали объективным расследованием. В своем заключении иностранные специалисты утверждают, что Boeing был сбит из комплекса БУК ракетой новой модификации М1. Главная улика - два куска черного металла в форме бабочки, которые следователи спустя полгода после катастрофы якобы нашли в теле пилота и в обшивке лайнера. Одну из частиц представили российским экспертам, при этом ни фотографий изъятия, ни оформленного протокола. Вещдоки словно появились из воздуха.

"Нам было сказано: "Ну, это нашли в кабине, где-то в изоляционной обмотке", хорошо, это как-то запротоколировано, задокументировано, вы можете предъявить нам какие-то фотографии? Ничего предъявлено не было. Нам был принесен этот поражающий элемент, в пакетике с мусором, и так еще демонстративно мусор высыпан", - говорит Сторчевой.

Поражающие элементы в форме двутавра, так эти "бабочки" называются официально, - главная отличительная особенность ракет нового поколения  комплекса БУК. В старых боеприпасах с маркировкой 9М38 использовалась начинка в виде параллелепипеда. После поражения модифицированной ракетой на корпусе цели неизбежно остаются сотни пробоин, повторяющих очертания крыльев. Это подтвердил натурный эксперимент, который провел производитель ракеты - Концерн ПВО "Алмаз-Антей".

"Вот здесь представлены фрагменты, которые были вырезаны из конструкции самолета, на них так же четко видны характерные отверстия в форме бабочки. Именно такие отверстия должны были быть на корпусе самолета Boeing-777, если бы он был поражен зенитной управляемой ракетой комплекса БУК М1", - заявил советник генерального конструктора ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей " Михаил Малышевский.

Вот только на обломках Boeing, рухнувшего на Донбассе, пробоины имеют другую форму. Это хорошо видно на многочисленных фотографиях, в том числе обнародованных международной комиссией. Специалисты "Алмаз-Антея" уверены: если самолет и был сбит из комплекса БУК, то использовалась ракета старого образца, начиненная поражающими элементами в виде параллелепипедов. К тому же масса якобы найденного фрагмента начинки, при всех поправках, значительно меньше реальных образцов. Не провели голландские эксперты и полноценную металловедческую экспертизу вещдока, а ведь это своего рода ДНК ракеты.

Улики, рассказывает Сторчевой, голландские эксперты неожиданно находили даже на завершающем этапе расследования. В отчет включили три обломка ракеты, якобы найденных на месте крушения. Российская сторона вышла с предложением показать находку специалистам концерна "Алмаз-Антей", ведь по сохранившимся номерам разработчик сможет определить всю историю боеприпаса, в том числе и страну, куда он был поставлен. Но международная комиссия заявила, что окончательный проект отчета больше не обсуждается. Насторожил российских экспертов и тот факт, что ранее Украина на закрытом совещании заявляла о собственных экспериментах с ракетами.

А вот у комиссии к украинской стороне вообще вопросов нет. Хотя та заявила, что не может представить ни данные радиолокационного контроля, потому что Днепропетровский радар якобы находился на ремонте, ни сведения о своих комплексах БУК. Хотя на видео украинского военного телевидения, опубликованного за день до трагедии в зоне АТО, показан  зенитно-ракетный комплекс БУК. Зачем он там нужен, не объясняется, ведь у ополченцев не было авиации? К тому же в истории Украины есть случаи, когда военные, промахнувшись, наносили ракетные  удары по мирным целям. В апреле 2000 года ракета "Точка У" перелетела полигон на 60 километров, пробила крышу и семь этажей жилого дома в Киевской области. Погибли три человека. В 2001-м украинские ПВО в ходе учений сбили над Черным морем гражданский самолет, принадлежащий российской авиакомпании Сибирь. Из 78 человек на борту никто не выжил, но Минобороны страны до последнего все отрицало.

Другой ключевой момент – район, откуда был произведен запуск ракеты. Специалисты концерна "Алмаз-Антей", изучив повреждения Boeing, математически определили это место. БУК стрелял из окрестностей села Зарощенское, его контролировали украинские военные. По данным концерна, ракета летела наперерез лайнеру. Взорвалась у левого борта, разрушила левую часть кабины и левый двигатель. Именно об этом свидетельствует и выкладка останков лайнера, сделанная в Нидерландах. Но там пришли к другому выводу. Указанный в отчете район предполагаемого пуска ракеты, его площадь 320 квадратных километров, захватывает населенный пункт Снежное, который контролировали силы ДНР.

При этом международная группа ссылается на результаты эксперимента концерна "Алмаз-Антей". Однако российская сторона четко заявляет: иностранные специалисты просто вырвали данные из контекста. "Алмаз-Антей" действительно специально смоделировал и условия запуска ракеты из Снежного. Вот только натурный эксперимент, наоборот, опроверг версию о таком повороте событий.

В случае запуска из Снежного ракета идет навстречу лайнеру и взрывается также слева от кабины пилотов, но под другим углом. Поражающие элементы проходят через правый борт, неминуемо повреждают правый двигатель и правую сторону кабины. У сбитого Boeing повреждена противоположная левая сторона. На съемке с места крушения видно, что справа остались целы даже стекла на кабине пилотов.

"Результаты эксперимента полностью опровергли выводы голландской комиссии о типе ракеты и месте запуска. Сегодня мы можем однозначно сказать, что если Boeing-777 малайзийских авиалиний был сбит ЗРК "БУК", то поразила его ракета 9М-38 со стороны населенного пункта Зарощенское", - сказал генеральный директор ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей” Ян Новиков.

Впрочем, и Россия и Голландия едины во мнении, что Украина должна была закрыть наглухо небо для гражданской авиации. В этот день в зоне конфликта пролетело 160 самолетов, и каждый мог стать мишенью.

Впрочем, это совпадение взглядов - скорее исключение. Президенту ИКАО - Международной организации гражданской авиации, согласно утечке в прессе, Олег Сторчевой написал развернутое письмо, в котором обратил внимание на недопустимость вольной трактовки стандартов расследования авиационных происшествий и по пунктам изложил все претензии российской стороны. Однако в ИКАО ответили пространным письмом, за которым никаких реальных шагов, как требует этого конвенция Совбеза ООН, не последовало. В России на это не могли не обратить внимания.

"В Совете Безопасности ООН была принята резолюция, которая потребовала объективного, беспристрастного, расследования по международным нормам, согласно которым требовалось привлечь ИКАО не на "приставном стуле", как это произошло, а полноценно. Этого сделано не было. В этой резолюции также содержалось требование, о необходимости информирования СБ ООН о ходе расследования. Этого тоже не было сделано", - заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Фактически, Россия была отстранена от полноценного участия в расследовании. Нашим специалистам лишь выборочно разрешали фотографировать обломки Boeing. К тому же голландские следователи не только не приняли во внимание отправленные им российские экспертные заключения, но и проигнорировали результаты практических опытов производителей ракет БУКа. Хотя компания специально рассекретила уникальные данные. Российская комиссия посчитала такое отношение к делу возмутительным, однако глава МИДа Нидерландов Берт Кундерс заявил, что Москва специально создает неразбериху вокруг доклада по Boeing. Впрочем, на деле суету создают сами голландцы. Тот же Кундерс пожаловался, что ему не дали поговорить с Сергеем Лавровым. Забыв уточнить при этом, что требовал он немедленной беседы.

Хотя очевидно, тем для этого разговора после доклада комиссии более чем достаточно, и Россия всегда заявляла, что она выступает за сотрудничество. Но Нидерланды в своих оценках неизменны, по признанию самого Кундерса, звонил он Лаврову лишь с одной целью: сообщить, что голландский отчет признан авторитетным в мире. Как при таких убеждениях можно выстроить диалог с международной комиссией, остается под вопросом.

Пётр Вершинин, Кирилл Вировец, Юлия Олейник, "В центре событий".

 

 

 

Мы в Telegram
Новости по теме
Пресс-конференция в Москве, где были представлены результаты моделирования катастрофы малайзийского Boeing
Пресс-конференция в Москве, где были представлены результаты моделирования катастрофы малайзийского Boeing
Результаты моделирования катастрофы малайзийского Boeing
Результаты моделирования катастрофы малайзийского Boeing
Фрагмент презентации на пресс-конференции в Москве, где были представлены результаты моделирования катастрофы малайзийского Boeing
Фрагмент презентации на пресс-конференции в Москве, где были представлены результаты моделирования катастрофы малайзийского Boeing
Фюзеляж списанного самолета Ил-86, поврежденного в ходе натурного эксперимента концерна ПВО "Алмаз – Антей"
Фюзеляж списанного самолета Ил-86, поврежденного в ходе натурного эксперимента концерна ПВО "Алмаз – Антей"
Малайзийский Boeing 777
Малайзийский Boeing 777
Представление доклада об обстоятельствах крушения лайнера Boeing 777 Malaysia Airlines (рейс MH17)
Представление доклада об обстоятельствах крушения лайнера Boeing 777 Malaysia Airlines (рейс MH17)
Пресс-конференция в Москве, где были представлены результаты моделирования катастрофы малайзийского Boeing
Пресс-конференция в Москве, где были представлены результаты моделирования катастрофы малайзийского Boeing
Фрагмент презентации на пресс-конференции в Москве, где были представлены результаты моделирования катастрофы малайзийского Boeing
Фрагмент презентации на пресс-конференции в Москве, где были представлены результаты моделирования катастрофы малайзийского Boeing
СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ