Премьер Греции назвал позицию еврокредиторов шантажом. На референдуме греки будут решать сдаться Евросоюзу или шагнуть в дефолт. Почему Алексис Ципрас идёт на этот рискованный шаг? Этот и другие вопросы ведущий программы "События. 25-й час" Алексей Фролов обсудил с экономистом Михаилом Хазиным.
— Он (Ципрас — прим. ред.) сказал: "А вот у нас будет референдум". На Украине не было референдумов ни по вступлению в НАТО, ни по языку, ни по вступлению в Евросоюз, ровно потому, что эти референдумы закончились бы однозначно поражением правящей клики.
Договориться невозможно — это было понятно еще три года назад, потому что этих денег нет. Более того, на самом деле значительная часть этого долга не имеет вообще никакого отношения к Греции… Большая часть этого долга — это проценты на проценты, то есть это чистый выигрыш банкиров. Это была модель тотального закабаления, т.е. страну включили в некоторую систему, дали ей столько денег, чтобы она никогда не могла выплатить, уничтожили в ней внутреннюю экономику. Кстати, сегодня Соединенные Штаты Америки пытаются такую же штуку провернуть с Германией. Если Германия подпишет соглашение о зоне свободной торговли с США, а, скорее всего, подпишет, потому что Меркель уже "легла" под это, в этом случае с Германией за 10-15 лет произойдет то же самое, что с Грецией, с Болгарией, с Прибалтикой, т.е. полная тотальная деиндустриализация, обнищание населения и, соответственно, все надежды на то, что добрый дядя из Вашингтона что-нибудь даст.
Что сделал Ципрас? Он — новая элита Греции, старая — компрадорская — абсолютно прозападная, пробрюссельская. Сегодня постепенно в результате кризиса эта брюссельская модель начинает разрушаться. Почему? Создавалась она следующим образом: вы встраиваетесь в нашу систему, мы у вас разрушаем экономику внутреннюю, но за это мы даем стране немножко денег из бюджета Евросоюза, а конкретным чиновникам, которые идут на этот сговор, они получают "пироги и пышки". Но сегодня уже понятно, что у Евросоюза денег нет. И вот у нас страна: Венгрия, Румыния, Болгария, Греция, далее все остальные, Германия в этом же ряду только самая последняя. Соответственно Ципрас говорит: "Поскольку у нас все равно нет денег вам выплатить, мы объявим дефолт". Ему объясняют: "Нельзя объявлять дефолт, потому что ты нарушаешь правила игры. Мы сами определим, что ты должен делать". Он говорит: "Нет, есть народ Греции, он и будет решать. Вот мы сейчас решим и не будем платить". Ему говорят: "Тогда мы вас выгоним из зоны евро", — должно быть наказание народу. И в этой ситуации будут радикально меняться правила игры в Евросоюзе, они к этому не готовы.