Армейские союзные вездеходы — только часть коллекции Николая Бородина. В одном из московских дворов его собрание, которое он называет редким и уникальным, превратилось в кладбище запчастей, сообщает
"ТВ Центр".
Ему обидно за каждую деталь. Несколько лет все это хранилось в металлических ракушках, но двор решили благоустроить, и после трех предупреждений гаражи снесли, а их содержимое оказалось на улице. Теперь Николай Бородин и его товарищи здесь на бессменном посту. Следят, чтобы ретро-железо не перешло к охотникам за цветметом.
Николай Бородин увлекся историей ленд-лиза давно. За 35 лет удалось собрать множество экспонатов и, главные среди них — мотоциклы и ретро-автомобили-амфибии, Willys и Ford. На основе коллекции появился единственный в мире музей ленд-лиза, который больше десяти лет размещался в московской школе.
"Де факто: музей сразу стал международным. У нас флажки висели. Люди шли и спрашивали: "Здесь Британия, Франция?" Заходили — спрашивали: "А что здесь?". Это музей, посвященный вам, вашим бабушкам, которые также ковали воевали", — говорит владелец ретро-коллекции Николай Бородин.
Теперь попасть туда нельзя. Новое руководство школы еще три месяца назад попросило освободить помещения. Таким образом, вся коллекция может оказаться под открытым небом.
"Это Ford, здесь у него уникальные остались, его родные подножки, по которым можно сделать копию. Они гниют очень сильно, это их болезнь", — сетует Николая Бородин.
Эта болезнь поражает и другие экспонаты. Пока их со двора перевозят на охраняемую стоянку возле школы. Но коллекцию без документов и статуса могут убрать и отсюда. Помощь, в том числе с оформлением, предложили в районной управе.
"Мы предлагали владельцу временное размещение экспонатов на Рогожском Валу. Там находится музей раритетных машин, подраздел "машины Второй мировой войны». Мы обращались к владельцу, но он не готов пока к перемещению экспонатов. Он считает, что это его детище, и перемещение куда-то для него неприемлемо на сегодняшний день", — объяснила заместитель главы управы по вопросам ЖКХ и жилищной политики района Якиманка города Москвы Марина Юсичева.
В самом музее о потенциальном пополнении пока не слышали. Но предупредили, что размещение экспонатов платное, стоит около двух тысяч рублей за машину в месяц. Еще два важных условия: документы на ретро-технику и ее исправное состояние.
"То, что для коллекционера хорошо, то для музея плохо. У ретро-автомобиля должен быть товарный вид. Если он отремонтирован, то это хорошо, но если это отдельные ржавые детали, сами понимаете, мы такой автомобиль выставлять не будем", — отметила хранитель Музея ретро-автомобилей Анна Краснова.
По оценке экспертов, полное восстановление одного Willys обойдется в несколько миллионов рублей. У Николая Бородина и его соратников таких денег нет. Поэтому пока коллекционер мечтает о собственном музее, ветераны армейских дорог остаются на улице. И второй победы, теперь уже над временем, могут не дождаться.