Добраться до места крушения самолета очень непросто — сначала два часа от ближайшего города на автомобиле, потом полчаса на дрезине, и это еще не все. Финишная прямая — по колено в воде, по заболоченной дороге — последний километр. Обломки самолета раскидало на 300 квадратных метров. Всю эту территорию, сантиметр за сантиметром, поисковикам предстоит тщательно исследовать. Бригадой из десяти человек они стараются успеть за два дня, сообщает
"ТВ Центр".
"Потихоньку зачищаем грунт, небольшими площадями. И сантиметр за сантиметров переходим дальше", - рассказывает член поискового отряда Любовь Третьякова.
Самолет Ту-2 изначально задумывался как пикирующий бомбардировщик для надводных атак, потом его переконструировали в авиаразведчик — оборудовали суперсовременными на тот момент фюзеляжными фотокамерами.
Рядом с обломками — останки членов экипажа. Кропотливая работа — отыскать в земле все, что сохранилось.
Всех уже знают поименно — цифры на обломках авиадвигателя полностью совпали с данными из центрального архива Министерства обороны. Уже выяснили, что команда Ту-2 состояла из четырех человек: штурман Алим Хабеев, воздушные стрелки — радист гвардии сержант Марк Башук и гвардии старшина Николай Бочков.
Штурман Хабеев по приказу командира успел эвакуироваться. Остальные нет. Именно штурман потом рассказал Генштабу о подробностях подвига. Командир гибнущего самолета, во что бы то ни стало, пытался пересечь линию фронта. Любой ценой приземлиться на родной земле.
17 февраля 1943 года самолет Ту-2 возвращался с боевого задания. Он фотографировал немецкий укрепрайон, подготовленный врагом для отхода из Старой Руссы, — тогда ее уже отвоевали советские войска. Буквально в паре километров от аэродрома его, прямо в воздухе, атакуют шесть вражеских истребителей. Focke-Wulf 190 — сильнейшая в те годы немецкая машина. За штурвалом советского самолета легендарный уже тогда летчик, гвардии майор, заместитель командира 47 гвардейского авиаполка дальней разведки Валериан Столяров.
Обломки самолета обнаружил местный житель, уроженец деревни Кневицы Новгородской области Михаил Михайлов. Он и связался с поисковиками. Привез людей на место, развел костер, помог натянуть полиэтиленовый тент — работать пришлось под проливным дождем.
Останки советских разведчиков сейчас готовят к церемонии захоронения. Члены поисковой экспедиции уже связались с родственниками. От их решения зависит, где именно будут захоронены герои — в братской могиле в Великом Новгороде или в Смоленской области на кладбище авиаполка, в котором служил Валериан Столяров. 47 гвардейский Борисовский-Померанский авиационный разведывательный полк до сих пор находится в составе Военно-воздушных сил России.