Едва ли найдётся человек, который никогда не слышал об этом фильме и не знает имён персонажей советского "супербоевика". "Семнадцать мгновений весны" вошёл в историю кинематографа и давно не нуждается в представлении и рекомендациях. Как и прежде, его внимательно смотрят зрители, сопереживая главному герою, чья жизненная история возвращает нас в то далёкое время, которое не должно быть забыто...
На момент работы над картиной в начале 70-х годов никто и предположить не мог, что её будут смотреть и в 2000-х, признавая лучшим фильмом о советской разведке. "Семнадцать мгновений весны" снимался как рядовой сериал. Многие актёры параллельно работали на других площадках, поэтому собрать всех вместе было крайне сложно – снимать приходилось ночью. Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а артисты на второстепенные роли назначались иногда за день до "мотора" (так произошло с Элеонорой Шашковой, которая сыграла жену Штирлица). Но это лишь одна сторона медали. В профессионализме съёмочной группы сомневаться не приходится. Ещё перед началом работы над фильмом режиссёр Татьяна Лиознова заявила, что на площадке хочет видеть только известных и зарекомендовавших себя актёров.
Выбор артиста на главную роль был непростой задачей для режиссёра. Изначально на неё было несколько претендентов. В качестве Штирлица рассматривались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов, Юрий Соломин и даже Арчил Гомиашвили, будущий Остап Бендер.
Однако, в отличие от остальных, у Вячеслава Тихонова было одно преимущество, и оно заключалось в том, что на момент начала съёмок он был свободен. Помимо этого, его сдержанная манера игры как нельзя лучше подошла для роли советского разведчика, и сейчас уже невозможно представить себе кого-то другого в этом образе.
Одним из самых запоминающихся и трогательных моментов в картине стала встреча штандартенфюрера со своей женой в кафе "Elefant". Изначально этой сцены не было в киносценарии. Автором идеи выступил Вячеслав Тихонов. Предполагалось даже, что в кадре вместе с женой будет и сын разведчика, который никогда не видел отца. Но в итоге Лиознова отказалась от этих мыслей, усмотрев один недостаток: если в кадре будет ребёнок, зритель не "заметит" женщины. А режиссёр хотела сделать акцент на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния. В свою очередь актриса, сыгравшая жену Штирлица, вспоминала, что не могла справиться с ролью, пока в павильоне не появился Тихонов. Она взглянула в его глаза – дубль был удачным. Под взглядом Штирлица советские женщины краснели, а мужчины застегивали пуговку на вороте. Тихонов признавался: глядя так пронзительно, он просто вспоминал таблицу умножения. Но в актёрской игре, как и на войне, все методы хороши.
Первые съёмки фильма состоялись в ГДР (Восточная Германия). Там предстояло отснять все натурные эпизоды Штирлица в Берлине, а также убийство им гестаповского провокатора Клауса в исполнении Льва Дурова. Однако выехать актёру заграницу не удалось. Его подвело чувство юмора. Во время отборочной комиссии, которая решала, достоин или нет Дуров чести выехать за рубеж, артист неудачно пошутил, отвечая на вопрос – как выглядит флаг СССР. Дуров сымпровизировал: "Он выглядит очень просто: чёрный фон, на нём белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг "весёлый Роджер"… В итоге убийство Клауса снимали в подмосковном лесу. А за Дуровым после этого инцидента прочно закрепилось прозвище "главный бандит республики".
Вообще съёмки "Семнадцати мгновений весны" проходили и за границей, и в разных частях СССР. Авторам фильма по разным причинам приходилось выдавать одни города и страны за другие. Без географических фальсификаций создание зрелищного кино могло оказаться невыполнимой задачей. Так, например, сцену, где пастор Шлаг переходит швейцарскую границу, на самом деле снимали в Грузии. Застенки гестапо обнаружили в Бутырской тюрьме. Зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, отсняли в Ленинграде. А за несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Мейсене в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге. Помимо натурных съёмок в фильме также использовано большое количество военной документальной хроники.
Историю советского разведчика, который, по сути, является коллегой английского Джеймса Бонда, отличает от подобных то, что "Семнадцать мгновений весны" – это не хронология героических подвигов. Приключения являются лишь фоном. В центре внимания режиссёра – человек, его душевные переживая, так созвучные бессмертным мелодиям Таривердиева. Музыкальные композиции "Песня о далёкой Родине" и "Мгновения" на стихи Роберта Рождественского стали бесспорным украшением картины. Однако подобрать подходящего исполнителя для них оказалось непросто. Для записи песен приглашались: Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман, Валентина Толкунова. Какие-то кандидатуры "рубило" телевизионное начальство, какие-то не устроили Лиознову. В итоге сошлись на Иосифе Кобзоне. Однако режиссёр потребовала, чтобы он спел так, будто "в фильме и близко нет Кобзона". Певец расстроился, но всё же сделал то, о чём его просили. Вот только в титры его имя не попало, так как они были сделаны раньше, чем утвердили исполнителя.
У картины открытый финал, и многие задавались вопросом – что ждёт разведчика Исаева впереди? В одном из интервью Татьяна Лиознова призналась, что знает о Штирлице всё. И после заключительных титров героя ждут совсем не лучшие дни: "Он так долго ходил в счастливчиках, на краю просто, что это должно иметь не самый весёлый конец". Помолчав, она добавила: "Я при этом присутствовать не хочу. И не хочу заставлять зрителя это видеть".
В реальной жизни Штирлица как советского агента не существовало – это собирательный образ, выстроенный на историях нескольких шпионов, работавших в разное время в высшем немецком руководстве. Говорят, главному герою "Мгновений" повезло больше, чем настоящим разведчикам, чьи заслуги не были так же щедро отмечены Родиной. Как бы то ни было, Штирлиц – это все те, кто служил на благо своей страны, кого наградили и кого забыли, кто выиграл и кто проиграл в политических баталиях, кто выжил и кто не смог… Уже более 40 лет образ разведчика Исаева, он же штандартенфюрер СС Штирлиц, живёт в народе, став классикой, культом, легендой и историей.
Мария Кулагина. TVC.RU