В Сингапуре оплакивать смерть первого премьер-министра страны насильно никто не заставлял, но тысячи людей приходят к больнице, где последние дни своей жизни провел Ли Куан Ю. В стране объявлен недельный траур, но кажется для них и этого недостаточно, чтобы выразить всю благодарность отцу-основателю сингапурского "экономического чуда".
Свой путь Ли Куан Ю начал в 1959 году. Этнический китаец, с безупречным английским. Образование Ли получил в Кембридже - Сингапур тогда был частью Малайзии - колонии Великобритании. Повсюду грязь, бедность, не было даже питьевой воды. Выходить на улицу опасно из-за постоянных расовых беспорядков между малазийцами и этническими китайцами. Национальные разногласия стали настолько разрушительными, что парламент Малайзии отказался от Сингапура. Рыбацкую деревню обрекли на независимость. Узнав это, Ли Куан Ю заплакал.
"Для меня это ужасный момент, понимаете. Всю свою сознательную жизнь я верил в Малайзию. В нашу с ними целостность и единство", - говорил он.
Сейчас уже не ответить на вопрос, что было бы с Сингапуром без Ли Куан Ю. За 40 лет доход населения там вырос в 55 раз - с 400 долларов до 22 тысяч. Он превратил страну "третьего мира" в город будущего. Ставка была сделана на долгосрочные проекты в области высоких технологий и Сингапур "из кожи вон лез, чтобы привлечь иностранных инвесторов". Для этого сократили налоги и побороли бюрократию. Теперь страна на первом месте по легкости ведения бизнеса.
"Сингапурское экономическое чудо - это как раз результат прихода туда крупных западных компаний, которые именно ориентировались на благоприятный предпринимательский климат Сингапура, потому что больше там нет ничего. Это крошечный болотистый островок, который примерно треть Москвы и по территории, и по населению", - говорит министр экономики России в 1992-1993 годах Андрей Нечаев.
Он делал все, чтобы страну не разорвали новые национальные разногласия. Сохранил английский язык в качестве государственного, при этом добавив малайский, китайский и тамильский. При этом его реформы были беспощадными. Выплюнул жвачку на асфальт - огромный штраф, за кражу или проституцию - избивают палками, за продажу наркотиков - вешают. И взяткой не откупиться. Сингапур называют "Диснейлендом со смертной казнью". Премьер искоренил коррупцию жесткими методами, ему приписывают фразу, что в начале борьбы с кумовством нужно посадить своих друзей.
"Для Куан Ю не было неких избранных фигур, неприкасаемых. Известно, что близкие родственники и друзья попали под уголовную ответственность. Но при этом он стимулировал, и каждый год зарплата чиновников индексировалась в соответствии рынку. То есть чиновники получали зарплату - эффективную, похожую, как менеджеры ведущих компаний", - рассказывает председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов.
Ли восхищался Маргарет Тетчер, которая в ответ заявила, что "когда-то Сингапур учился у Великобритании, а теперь мы учимся у Сингапура". В 2004 Ли Куан Ю юридически оставил власть, став министром-наставником. Но фактически продолжал влиять на политику, а ушел в тень якобы, потому что перестал нравиться себе по телевизору. Его совета спрашивали мировые лидеры, Ли бывал в Германии, Америке и часто в России. Являлся членом попечительского совета "Сколково". С удовольствием выступал в Москве перед студентами, обсуждал российские реформы с политиками. В одном из последних выступлений Ли Куан Ю заявил, что верит в будущее России, но предупредил что "нужно запастись терпением".
Пётр Вершинин. Кристина Мамиконян. Дмитрий Дерунец. "ТВ Центр".