Города-герои: Смоленск

В течение 9 июля продолжались ожесточенные бои наших войск против крупных танковых и моторизованных частей противника, стремящихся прорваться на Островском, Полоцком и Новоград-Волынском.

В 19-й день войны - 10 июля - началась битва за Смоленщину. Преодолев сопротивление советских войск в районе Витебска, третья танковая армия Гота начала продвижение на восток. Одновременно группа Гудериана двумя клиньями - севернее и южнее Могилева - форсировала Днепр. Встретиться силы противника должны были в Ярцеве. Оттуда в Смоленск и дальше - на Москву.

Сбыться этим планам было не суждено. Мощная немецкая армия - Европа покорилась ей всего за 141 день - на два месяца увязла в боях под Смоленском. Сражения шли за каждую пядь земли.

В историю она вошла как Соловьева. С середины июля - единственным местом, через которое всем необходимым обеспечивались войска Западного фронта - 16-й, 19-й и 20-й армий. Наведенный саперами понтонный мост круглосуточно бомбили самолеты Люфтваффе. Ежедневно шли бои на земле.

15 июля солдаты вермахта вышли на южные окраины Смоленска. Город защищали все - от заводчан до милиционеров. Ожесточенные бои - немецкие войска то заходили вглубь, то отступали, - длились две недели. Но 28 июля под натиском противника советские войска полностью оставили Смоленск. А уже через два дня Гитлер подписал директиву 34, заканчивающуюся словами "Перейти к обороне".

 Даже в свои 90 Владимир Шапкин не теряет присутствия духа. После трех ранений в Калининграде в 1945-ом он впервые услышал "Победа". Тремя годами ранее шестнадцатилетнего парня война застала в деревне под Смоленском. 2 марта 1942 года немцы сожгли его деревню.

Всех жителей направили в город на каторжные работы. В один из дней вместе с несколькими друзьями Владимиру Шапкину удалось сбежать и примкнуть к партизанам. Подпольное движение работало буквально под носом у немцев. С одной стороны дороги - "Абтайлунг", отдел фашистской пропаганды. С другой - место явок. Также как и сегодня, в начале сороковых тут была парикмахерская.

По некоторым данным, 13 марта 1943-го фюрер посещал свою ставку в Красном бору. "Медвежью берлогу" строили в условиях строжайше секретности руками военнопленных, которых по завершении очередного этапа работ расстреливали.

По 300 человек ежедневно погибало в самом большом пересылочном лагере в Смоленске. На этом месте тела скидывали в яму и закапывали. Теперь здесь мемориал.

Детям, замученным в лагерях, в Смоленске установлен памятник - Опаленный цветок. Ирина Воробьева, ребенком она четыре месяца провела в плену, раз в неделю приносит сюда живые цветы. "У нас забирали кровь для госпиталей. Вернулись из лагеря, я заболела. У меня было двухстороннее воспаление легких и коклюш одновременно", - вспоминает она.

Всего в Смоленске только в черте города обнаружены 87 мест массовых захоронений. В них были найдены более 135 тысяч останков.

Операция по освобождению Смоленщины началась 15 сентября 1943-го. В ней - уже в составе Красной армии - участвовал и Владимир Шапкин. Из этих боев, вспоминает ветеран, живым вышел только по счастливой случайности.

Владимир Савельев в Смоленск попал в 1945 году. После пятого, тяжелого ранения его направили в госпиталь. Картина тех дней до сих пор стоит перед глазами. "Город лежал в руинах, а трамваи ходили. Вот это я хорошо помню. Видел очень много немцев пленных, которые работали по восстановлению города Смоленска", - вспоминает он.

Смоленское сражение стало одним из самых кровопролитных в истории Великой Отечественной. Ценой 700 тысяч жизней советским воинам удалось сорвать немецкий блицкриг и весь план "Барбаросса". Подвиг героев увековечен на Кургане бессмертия. Надпись на граните - как напутствие потомкам. 

Михаил Шекоян, Елена Мекертычева, Константин Степанов-Молодов и Павел Ермоленко, "В центре событий".