Пригласительные билеты на банкет по случаю захвата советского Заполярья немцы напечатали еще до начала войны. Место проведения вечера – мурманская гостиница "Арктика". Не указаны только день и время. Немцы были уверены, что речь идет о паре недель.
Наступление началось 28 июня 1941 года. Границу СССР перешел горно-стрелковый корпус "Норвегия", те самые горные егеря, отъявленные головорезы под командованием генерала Эдуарда Дитля. За сутки фашисты планировали полностью захватить приграничные территории и полуостров Рыбачий. Они знали, что у советской стороны здесь нет ни танков, ни мощной артиллерии, а бойцы вооружены лишь винтовками. Против винтовок гитлеровцы выставили авиацию. Первыми удар приняли пограничники.
Их бомбили. Сто Самолетов. Артиллерия. Красноармейцы дрались до конца. Эту предсмертную записку уже после окончания войны нашли поисковики: "Нас здесь три коммуниста. И пока будет в живых хоть один, фашисты не пройдут. Гольтунов".
И фашисты действительно не прошли. Застряли в тундре Заполярья на долгие два года. Все это время они пытались уничтожить Мурманск и отрезать Кольский полуостров от большой земли. Чтобы советские войска не смогли получать помощь от союзников - США и Великобритании. Эту помощь доставлял знаменитый "Полярный конвой". Арктические караваны приходили в Мурманск. Затем по железной дороге техника и продукты направлялись в центральные регионы страны. В том числе и в блокадный Ленинград.
Суда загружали в Исландии и Шотландии. Дальше они под прикрытием "Полярного конвоя" шли в Советский Союз. Как только караван доходил до оккупированной Норвегии, за ним начиналась беспощадная охота. Немцы напичкали прибрежные воды магнитными бомбами. Те корабли, что все же уцелели, фашисты добивали с земли и с воздуха.
Те, кто побывал в полярных конвоях, рассказывали: мороз в 1941 году стоял такой, что соленые брызги превращались в лед, кожа моряков примерзала к металлу. Этих кадров в советской кинохронике не найти. Снять их было просто за пределом человеческих возможностей. Эти съемки кинооператоры сделали уже в 1943-44 годах. Тогда на одном из этих катеров "Охотников" служил Вилен Астахин. Немцы караваны с воздуха уже не бомбили. Нашли более быстрый и действенный способ уничтожать советские и английские корабли – акустические торпеды.
После попадания торпеды в корабль шансов спастись у его экипажа практически не было. Караван, не сбавляя хода, шел дальше. В ледяной воде моряки погибали в считанные минуты. Это единственное, о чем Вилен Иванович говорить не может. Жертвовали одними ради жизней других.
Всего за годы войны моряками Северного флота были уничтожены более ста кораблей противника. 17 из них на счету подводной лодки К-21. Она стоит на вечном причале в Североморске. Боевые отсеки, торпеды с красными звездами, капитанская рубка, перископ. Внутри все, как 70 лет назад. Только очень тихо. В 40-е было иначе.
Мурманск уничтожали нещадно. Больше бомб получил разве что Сталинград. Всего за пару дней на месте домов, над городом возвышались лишь обгоревшие печные колодцы. По пепелищу бродили горожане, пытаясь найти то, что уцелело.
Потери Красной Армии в Заполярье - 67 тысяч человек только за три первых месяца войны. Но сдаваться северяне ее собирались. Все, кто мог, уходили в партизанские отряды. Это их база. Каким-то образом сохранилась до наших дней. Недалеко финская граница. Землянки сейчас восстанавливают поисковики.
Современному человеку непросто понять, как воинам Заполярья удалось столько времени сдерживать превосходящие силы противника. Как они смогли удержать оборону Мурманска в критический момент. Когда из простых мурманчан пришлось сформировать дивизию. И бросить ее против горных егерей – элитного подразделения армии Третьего Рейха. По всем военным правилам это было сделать просто невозможно. Подчас ситуация была такой, что в атаку приходилось идти буквально с голыми руками.
Но дивизия была самая обычная. Как и люди. Они знали, за что и за кого они шли умирать. И поэтому победить их было просто невозможно. Это понимаешь, когда читаешь их последние слова: "Нас двое, но мы будем стоять пока хватит духа…возможно, я умру". "Прощайте, ухожу в сырую землю". "Прошу сообщить отцу, что его наказ выполняла, как подобает коммунисту".
Записки сегодня высечена в камне. В Долине Славы – главном мемориале Заполярья. И последнем оборонительном рубеже города Мурманска. Города-героя.
Мария Богомолова, Дмитрий Иванов, Кирилл Вировец, Татьяна Матюшина и Артем Данцевич, "В центре событий". Мурманск.