Кадры, снятые очевидцем из окна напротив магазина, захваченного сообщником братьев Куаши, показало государственное французское телевидение. Спецназ идет на штурм, медлить нельзя — только что в сорока километрах на север, недалеко от аэропорта, террористы, напавшие на редакцию Charlie Hebdo, открыли огонь по осаждавшим их полицейским и были уничтожены. Если об этом узнает их подельник — пострадают заложники. Поднимаются ставни, закрывающие вход в магазин, возле касс — тело одного из убитых. Бойцы занимают позиции, начинается перестрелка. Спустя мгновения слышен разрыв шумовой гранаты, и видно, как захватчик выбегает из магазина, бросаясь под пули. Он убит на месте.
Тут же из помещения, пробираясь сквозь ряды спецназа, начинают выбегать заложники, их около десятка, среди них дети. Позже выяснится, что магазин был заминирован и тридцатидвухлетний Амеди Кулибали был готов подорвать себя вместе со всеми находившимся внутри. Один боец спецназа ранен при штурме, его оттаскивают в сторону товарищи. Обыскав помещения, полиция обнаружит четверых застреленных.
"Состояние тел и заявления, сделанные Амеди Кулибали журналистам до начала штурма, в которых он признал, что убил четверых — еще до появления данных экспертизы, позволяют нам предположить, что при штурме не один из заложников не пострадал и все жертвы погибли при захвате магазина террористом", - заявил прокурор Парижа Франсуа Молен.
Несколькими минутами ранее спецназ обезвредил братьев Куаши, они укрывались в здании частной типографии в промзоне возле небольшого городка Даммартан-ан-Гоэль. Все время в помещении пряталась также одна из сотрудниц, но о ее присутствии террористы не знали. Она осталась невредимой, братья убиты при штурме. Еще во время осады террористы, и Кулибали, и один из братьев Куаши, позвонили в редакцию ведущего французского новостного телеканала и объяснили свои действия. Куаши представили себя как члены йеменского отделения “Аль-Каиды“, Кулибали— воином Исламского государства.
"Он объяснил свои действия телеканалу, виня Францию за атаки на Исламское государство и уточнив, что находился в контакте с братьями Куаши с самого начала. По его словам, его задачей было убивать полицейских", - рассказал прокурор Парижа Франсуа Молен.
Выполнять свою миссию Кулибали начала в четверг утром — через сутки после атаки на Charlie Hebdo. Он обстрелял патруль в пригороде Монруж на юге Парижа, от полученных ранений погибла сотрудница полиции. Прямая связь между происшествиями раскрылась не сразу, но теперь уже нет сомнений, что речь идет о целой сети экстремистов, действовавшей на территории Франции и за ее пределами на протяжении последнего десятилетия. И Куаши, и Кулибали были в контакте с одним и тем же радикальным проповедником — Джамелем Бегалем. Вместе они готовили план побега из французской тюрьмы другого террориста, пожизненно осужденного организатора серии терактов в 1995 году Смаина Белькасема. Все подозреваемые не просто были на прицеле у следователей, Кулибали и один из братьев Куаши по разным обвинениям побывали в тюрьме. Но, оказавшись на свободе, смогли беспрепятственно спланировать кровопролитные атаки, унесшие жизни 17 человек. Премьер-министр Франции признал ошибки, допущенные спецслужбами. Сразу после того, как террористы были нейтрализованы, к населению обратился Франсуа Олланд.
"Я призываю к бдительности, единству и мобилизации. Я оставил в силе повышенные меры по охраны общественных мест, чтобы быть уверенным, что мы можем продолжать жить мирно, без страха оказаться под угрозой. Мы должны оставаться едиными — это наше лучшее оружие. Это готовность показать, что мы готовы бороться со всем, что нас разделяет", - сказал президент Франции.
Вероятно, вскоре после того, как следователи закончат работу на месте обоих штурмов и соберут все необходимые доказательства, начнется масштабное разбирательство с целью понять, как финансируемая из-за рубежа, вооруженная и хорошо подготовленная террористическая ячейка могла исчезнуть с радаров разведки.
Титаническая по масштабу полицейская операция продолжается, идет поиск сообщницы захватчика еврейского магазина, двадцатисемилетней Айи Бумедьен, она по-прежнему на свобода, и, полагают, вооружена. Все французские силы правопорядка остаются в состоянии повышенной готовности — это девяносто тысяч человек по всей стране. Очередное испытание ждет их уже завтра, когда на улице Парижа в знак мира и солидарности выйдут десятки тысяч человек, в том числе Франсуа Олланд и приглашенные им европейские лидеры, вроде Дэвида Кэмерона и Ангелы Меркель.
Андрей Баранов, Евгений Полойко, "ТВ Центр", Париж, Франция.