Уходящий 2014 год запомнится как год крайне значимых перемен

Сейчас на наших глазах идет смена  всех координат и всех приоритетов, и к 2015 году мы подходим с ворохом новых, серьезнейших проблем, решить которые на самом деле можно только всем миром.  

Для миллионов людей еще год назад эта аббревиатура была просто набором букв. В 2014 году террористы из Исламского государства Ирака и Леванта показали всему миру, что ИГИЛ - синоним слова "смерть".

Массовые казни - их "фирменный знак". В июне, в свое первое наступление, они расстреляли 1700 иракских военных-шиитов. В начале августа на севере страны за считанные минуты убили 500 курдов.

В августе на глазах у всего мира обезглавили американского журналиста Джеймса Фоули. А за ним – еще нескольких заложников из США и Европы. Не щадят даже женщин: 150 казнили просто за отказ вступать в интимную связь с бойцами ИГИЛ. Террористы создали государство, у которого есть свой бюджет – сотни миллионов долларов. Которое добывает и продает нефть. А также человеческие органы. Десятки юных и здоровых европейцев-мусульман, поехавших воевать с неверными, доехали только до тайных операционных, где их в буквальном смысле расчленили и продали по частям.

В Европе объявлена наивысшая – "оранжевая" - степень террористической угрозы. Пока неизвестно, имеет ли прямое отношение к ИГИЛ водитель, который ездил по предрождественскому Дижону, целенаправленно сбивая прохожих с криками "Аллах акбар". Или мусульманин, за день до этого напавший с ножом на полицейских в Туре. Но европейцы боятся, потому что знают: оказаться боевиком может любой. ИГИЛ активно вербует в свои ряды англичан, немцев, французов. И они охотно оставляют Старый Свет, стремительно теряющий ориентиры. Где все можно. Где мужчина может прославиться тем, что стал женщиной. Где святость потерял даже институт брака. Пугает то, что "новообращенные" возвращаются домой с миссией - вразумить соотечественников. Вопрос – когда и как. 

История с ИГИЛ оказалась детонатором в и без того недовольной растущим числом мусульман Европе. Октябрьская антиисламская демонстрация в Кельне, где собрались фанаты и националисты, потрясла Германию, но стала лишь первой. Спустя месяц в Дрездене сказать "нет" исламизации Запада пришли уже 15 тысяч человек. 

Чрезмерно толерантная миграционная политика и жесткая экономия, введенная в кризис, поставили под угрозу союз, казалось, "нерушимый". Это показали летние выборы в Европарламент. Старый Свет отдал четверть голосов за крайне правые и националистические партии. Победу "Национального фронта" Марин Ле Пен во Франции назвали "политическим землетрясением". Шоком для немцев стал прорыв евроскептиков из "Альтернативы для Германии". Лучшие показатели у националистов и в Соединенном Королевстве. 

Все больше членов ЕС требуют фискальной и политической свободы. В этом году Дэвид Кэмерон открыто вступил в конфронтацию с фрау Меркель. Премьер-министр требует ограничить поток мигрантов из ЕС. За время членства в Союзе на Туманный Альбион переехали больше 8 млн европейцев. И это – колоссальная нагрузка на бюджет. Ангела Меркель ответила сразу: никакого особого статуса Англия не получит. И если это ультиматум, она никого в ЕС удерживать не станет. Возможно, госпожа канцлер рассуждает так смело, потому что уже знала данные последнего опроса - 51 процент подданных Её Величества "за" выход Великобритании из Единой Европы. 

Трещины пошли не только по границам внутри ЕС. Государства расходятся по швам. В этом году официальный референдум об отделении от Великобритании провели в Шотландии. Чтобы вопрос был решен положительно, не хватило каких-то 6 %. И уже готовится следующий референдум. В Италии самостоятельности потребовал регион Венето. Туристический север фактически содержит бедный юг. Говорящая по-голландски Фландрия тоже готова отделиться от Бельгии. Не теряет надежды попрощаться с Испанией Каталония.

2014 год стал неспокойным и для Азии. Смены правящей верхушки требовали жители Таиланда. Массовые народные выступления начались еще в конце 2013 года. Правящий клан Чинават обвиняли во многих грехахи в первую очередь, казнокрадстве и коррупции. Точку поставили военные, взявшие власть в  стране в свои руки.

В Гонконге почти три месяца шумели сторонники движения "Оккупай централ". Демонстранты требовали проведения свободных от Пекина выборов местной власти. Но все, что происходило на центральной площади города, по сценарию уж очень напоминало киевский Майдан. Удалось выяснить, что организаторы нового "оккупай" учились в Гонконгско-американском центре. Вряд ли это совпадение. Впрочем, в разгар "революции зонтиков" США и не пытались скрыть свою заинтересованность. И даже давали советы китайским властям, какую политику вести в "особом административном районе". Поднебесная заставила Америку спуститься на землю - Штаты вежливо, но жесткое попросили не вмешиваться в чужие дела.

2014 год запомнится небывалыми по размаху манифестациями и самим Соединенным Штатам. 9 августа в небольшом городе Фергюсон полицейский застрелил чернокожего подростка Майкла Брауна. Суд полицейского оправдал, и на улицы десятков городов вышли многотысячные демонстрации. Но лекарство, которое Вашингтон прописывает другим, у себя дома власти применять не стали - протестующих разгоняли жестко и без оглядки на права человека. И полицейские по-прежнему наводили порядок так, как считали правильным, - с августа по декабрь были убиты еще несколько человек, которых стражи порядка сочли опасными. 2014 год снова показал: смысл слова "демократия" для властей США зависит от географии. Одно дело - в самой Америке, и совсем другое - за её границами.

США утвердились в мысли, что Америка правилам не следует, а их определяет, причем для других, не для себя. В конце года был опубликовал доклад, из которого следовало, что американцы применяли пытки к заключенным. 

В секретных тюрьмах пытали подозреваемых в сотрудничестве с Аль-Каидой. Детали "допросов с пристрастием" потрясли весь мир. Как и то, сколько государств позволили Штатам использовать свою территорию для секретных тюрем

Уходящий год наметил новые реперные точки на геополитической карте. Китай теперь не только самый желанный бизнес-партнер. В Поднебесной строят планы по созданию полноценной ядерной триады. В самое ближайшее время в море выйдет новейший атомный подводный крейсер с баллистическим ракетами. Впрочем, что гораздо более тревожно для Америки, начинают сбываются прогнозы о возможном превращении юаня в одну из основных валют мира.

На Западе в 2014 году вспомнили об особой важности Турции. В декабре здесь побывал Владимир Путин и заявил, что проект "Южный Поток" закрыт. Вместо него будет построен газопровод через территорию Турции. Почти сразу на переговоры в Анкару отправилась высокая делегация из Брюсселя. А следом за ней британский премьер Дэвид Кэмерон. Формально - обсудить сотрудничество в области борьбы с ИГИЛ. А по факту - агитировать Турцию хотя бы "не злоупотреблять сложившейся ситуацией" и не занимать место Европы на рынках России.

Своеобразной лакмусовой бумажкой международных отношений стала Эбола. Лихорадка, которая унесла в этом году почти восемь тысяч жизней. Вспышки этой страшной болезни впервые до 2014 года фиксировали только в Африке.  

2014 год запомнится как год крайне значимых перемен. В первую очередь, геополитических. 2015-й уже приготовил новые вызовы. То, что одним из главных останется ИГИЛ, мало кто сомневается. Бойцы Исламского государства территорией Ирака и Сирии точно не ограничатся. И это - серьезный повод объединиться. И бороться если не "за", то "вопреки". Но все же вместе.

Евгения Карих, Павел Ермоленко. "В центре событий".