Ключевые ответы Владимира Путина журналистам

Десятая итоговая пресс-конференция президента России еще до ее начала была в заголовках ведущих мировых СМИ: курс  рубля и состояние экономики, ситуация на Украине, санкции, Цены на нефть. От президента ждут ответов на самые острые вопросы повестки дня.

Первым номером в ней  - состояние экономики. Ситуация сложная, сразу говорит президент, но государство выполнит все свои социальные обязательства. На пенсии и зарплаты бюджетникам хватит денег в резервных фондах.

"При самом неблагоприятном стечении внешнеэкономической конъюнктуры такая ситуация может продлиться - приблизительно, никто же не может точно сказать – в течение двух лет. Это совсем необязательно. Ситуация может выправиться и раньше. Она может начать выправляться в первом, во втором квартале, в середине следующего года либо в конце следующего года", - говорит президент.

Экономика, считает Путин, непременно приспособится к новым условиям и начнет идти в рост. Но насколько эффективными окажутся меры, предпринятые Центробанком?  Регулятор два дня назад поднял ключевую ставку до 17%.

"Центральный банк и правительство в целом действуют адекватно сложившейся ситуации. Полагаю, что некоторые вещи – собственно говоря, такая критика звучит и со стороны экспертного сообщества, – некоторые действия можно было бы совершать оперативнее. Надеюсь, что эта ключевая ставка будет держаться не весь период этих сложных событий, связанных с внешней экономической конъюнктурой, а так или иначе экономика будет приспосабливаться. Что ещё нужно делать? И что Центральный банк и так делает? Нужно, для того чтобы стабилизировать национальную валюту, пока немного зажать рублёвую ликвидность, отпустить и дать возможность доступа участников экономической деятельности к валютной ликвидности. И, собственно говоря, банк так и делает", - сказал Путин.

Ситуация на валютном рынке, отмечает президент, спровоцирована внешними фактами - падение цен на нефть сильно пошатнуло рубль, но и собственных проблем хватает. Основная - недостаточная диверсификация экономики.  На пресловутой сырьевой игле  страна сидела последние 20 лет.  Теперь самое время перестроить систему. Но пока валютный рынок болтает из стороны в сторону, на арену выходят не добросовестные бизнесмены, а спекулянты. В падении рубля есть и их "заслуга", указывает президент: "Это могут быть иностранцы – участники валютного рынка, различные фонды, они присутствуют на российском рынке и достаточно активно работают. Это могут быть и наши компании. Они появляются всегда, когда можно заработать денег. Знаете, два дня назад я с некоторыми из них разговаривал по телефону, по дружбе, и задал вопрос: "Что же вы придерживаете?" Я, кстати, не заставлял ничего делать. – "Нам нужно платить по кредитам скоро". Я говорю: "Понятно. А если по сусекам поскрести, можно на рынок выйти?" Подумал, через секунду отвечает: "Три миллиарда долларов у нас есть". Три миллиарда в загашнике. Понимаете, о чем идет речь? Это же не 30 копеек. Это только у одной компании 3 миллиарда в загашнике. Так вот по 3 миллиарда, знаете, наберется не 30, а, может быть, 300 миллиардов".

Но заставлять насильно никого не будут. Ответственность, отмечает президент, лежит на руководителях компаний. Разговор ожидаемо переходит к отношениям с Западом. Их заметное охлаждение журналисты часто сравнивают с периодом возведения Берлинской стены. Казалось, она рухнула навсегда, но сейчас словно возводится заново.

"Мы не сейчас это видим. Разве после Берлинской стены нам не говорили, что не будет расширения НАТО на Восток? Но оно же пошло немедленно. Две волны расширения. Это что, не стена? Да, это не нарыли, это виртуальная стена, но она начала создаваться. А система ПРО рядом с нашими границами? Это что, разве не стена? Понимаете, никто не остановился. В этом же самая главная проблема сегодняшних международных отношений. Наши партнёры не остановились. Они решили, что они победители, что они теперь империя, а все остальные – вассалы, и нужно дожимать. И я думаю, что наша достаточно жёсткая позиция по известным кризисным ситуациям, в том числе на Украине, должна нашим партнёрам дать понять, что самый правильный путь – это прекратить строить эти стены и выстраивать общее гуманитарное пространство", – считает Путин.

Спрашивают президента и о ситуации на Украине. Микрофон берет корреспондент украинского информагентства "УНИАН".

"Первый вопрос относительно карательной операции, которую вы устроили на востоке нашей страны, причём в основном против русскоязычного населения. Не секрет, что там воюют российские военнослужащие и российские боевики, которые всё это устраивают.

Вопрос: сколько Вы туда отправили российских военных? Сколько Вы отправили туда техники? Сколько из них погибло на территории Украины? Вы как Верховный Главнокомандующий что бы сказали семьям погибших российских офицеров и солдат?

И, если можно, очень кратко второй вопрос. У нас был президент, его звали Виктор, он сейчас скрывается на территории Российской Федерации. В своё время он посадил номер один партии "Батькивщина" Юлию Тимошенко в тюрьму. Она там отсидела, а сейчас номер один партии БЮТ сидит, но уже в российской тюрьме.

У меня вопрос: при каких условиях Вы отпустите украинскую лётчицу Савченко, украинского режиссёра Олега Сенцова и ещё как минимум 30 украинских военнопленных, которых вы удерживаете на территории России в различных СИЗО", - говорит Роман Цимбалюк.

"Последний вопрос по гражданке Савченко, при каких условиях она может быть отпущена. Я здесь занимаю абсолютно открытую и понятную, на мой взгляд, позицию. Здесь в зале сидят коллеги тех наших журналистов (это, впрочем, и Ваши коллеги), которые погибли, исполняя свой служебный долг на юго-востоке Украины. Эти люди были убиты. По данным наших правоохранительных органов, наводчиком при этом убийстве была госпожа Савченко. Если в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства выяснится, что она здесь ни при чём, что она ни в чём не виновата, она немедленно будет освобождена. Если выяснится, что она виновата и что она действительно участвовала в этом убийстве, исхожу из того, что российский суд примет соответствующее решение, и она будет отбывать наказание в соответствии с решением суда.

Что касается других военнослужащих, о которых Вы упомянули. Мы не считаем их никакими пленными, они содержатся у нас в наших местах лишения свободы и по ним проводится предварительное разбирательство, предварительное следствие в подозрении в причастности их к террористической деятельности.

Теперь по поводу того, кто и за что несёт ответственность. У нас в России, собственно говоря, так же как почти в любой другой президентской республике, за всё отвечает президент. Что касается военнослужащих – за их судьбу отвечает Верховный Главнокомандующий. Обращаю Ваше внимание, что у нас это одно и то же лицо.

Все люди, которые по зову сердца исполняют свой долг либо добровольно принимают участие в каких-то боевых действиях, в том числе и на юго-востоке Украины, не являются наёмниками, потому что за это денег не получают.

В нашем общественном сознании то, что происходит на юго-востоке Украины, действительно карательная операция, но она проводится сегодняшними киевскими властями, а не наоборот. Ведь это не ополченцы юго-востока направили свои боевые подразделения к Киеву, а, напротив, киевские власти подогнали вооружённые силы к юго-востоку, используют систему залпового огня, артиллерию и боевую авиацию.

Проблема в том, что после совершения государственного переворота – а кто бы как ни называл и что бы по этому поводу ни говорилось, государственный переворот был совершён в Киеве, причём вооруженным путём – часть страны не согласилась с таким развитием событий.

Вместо того чтобы начать с ними хоть какой-то политический диалог, сначала начали применять правоохранительные органы, милицию. Когда это не получилось, начали применять армию. Когда и это не получилось, сегодня пытаются решить вопрос силовым способом с помощью экономической блокады.

Считаю, что этот путь абсолютно бесперспективный, вредный для судеб государственности Украины и для украинского народа. Надеюсь, что нам удастся в ходе диалога – а мы готовы выступать здесь как посредники – выйти всё-таки на прямой именно политический диалог и этими способами, этими политическими инструментами урегулировать ситуацию вплоть до восстановления единого политического пространства", - ответил глава государства.

Разговор вновь возвращается к  экономике. Путина спрашивают об объявленной амнистии капиталов. Главная задача, отвечает президент, не наполнить бюджет деньгами, а дать возможность бизнесу вернуться под российскую юрисдикцию. Следят в  предпринимательском сообществе и за делом Евтушенкова. Руководитель АФК "Система" накануне был освобожден  из-под домашнего ареста. Президент замечает, что уголовное преследование никак не было связано с пересмотрами итогов приватизации, а в подозрении в отмывании денег. Но теперь обвинения сняты. Путин намерен уже в пятницу пригласить Евтушенкова  и других крупных предпринимателей для разговора о состоянии экономики.  Проблемы в ней, отмечают корреспонденты, во многом вызваны внешней политикой, которую страна проводит последний год: "Владимир Владимирович, происходящее сейчас с нашей экономикой – это расплата за Крым? Может, пора об этом честно сказать?"

"Нет, это не расплата за Крым. Это расплата, это плата, вернее, за наше естественное желание самосохраниться как нация, как цивилизация, как государство. Я приводил, знаете, на Валдайском клубе так называемом, пример и вспомнил наш наиболее узнаваемый символ – медведя, который охраняет свою тайгу. Если продолжить такие аналогии, мне самому иногда приходит в голову мысль: может быть, мишке нашему надо посидеть спокойненько, не гонять поросят и подсвинков по тайге, а питаться ягодками, медком. Может быть, его в покое оставят?

Не оставят, потому что будут всегда стремиться к тому, чтобы посадить его на цепь. А как только удастся посадить на цепь, вырвут и зубы, и когти. В сегодняшнем понимании это силы ядерного сдерживания. Как только, не дай бог, это произойдёт, и мишка не нужен, так тайгу будут сразу прибирать.

Ведь мы же почти от официальных лиц слышали многократно, что несправедливо, что Сибирь с её неизмеримыми богатствами вся принадлежит России. Как несправедливо? А отхапать у Мексики Техас – это справедливо. А то, что мы на своей собственной земле хозяйствуем, это несправедливо, нужно раздать. А потом, после этого, как только вырвут когти и зубы, тогда мишка вообще не нужен. Чучело из него сделают, и всё. Поэтому дело не в Крыме. Дело в том, что мы защищаем свою самостоятельность, свой суверенитет и право на существование. Вот это мы все должны понять", - указал Путин.

На первых полосах и высказывание главы Чеченской республики Рамзана Кадырова. После теракта в Грозном тот потребовал принять жёсткие меры по отношению к пособникам террористов, но насколько такой подход законен, задаются вопросом журналисты.

Часть вопросов президенту традиционно задают о личном.

"Я когда готовилась к поездке, спрашивала знакомых: "А что бы вы спросили у Владимира Путина?" И подруги моей тёти все как одна: "Да это же главный жених России!" Да, вот так. Больше года холостяцкая жизнь. Есть ли у Владимира Владимировича время на личную жизнь?" – спрашивает журналистка из Воронежа.

Путин отшучивается: "Подругам Вашей тёти передавайте привет горячий! Спасибо им за такое внимание. Мне мой один приятель из Европы, большой начальник, как-то недавно после событий прошлого года говорит: "Слушай, у тебя есть любовь?" Я говорю: "В каком смысле?" – "Ну, ты любишь кого-нибудь?" Я говорю: "Ну да". – "А тебя кто-нибудь любит?" Я говорю: "Да". Он, наверное, решил, что я озверел совсем. Он говорит: "Ну, слава богу", – так водочки махнул. Так что всё в порядке, не беспокойтесь. И с Людмилой Александровной (бывшая жена президент, - прим. редакции) у меня очень добрые отношения, дружеские. Мы с ней регулярно видимся, уж не говорю про детей, это само собой разумеется. Не так часто, как бы мне хотелось, но всё в порядке".

Рассказывает Владимир Путин и о ближайшем окружении - там нет высокопоставленных чиновников. Президент предпочитает не смешивать дружеские отношения с рабочими.

Спрашивают Путина и о том, не боится ли он дворцовых переворотов.

"Успокойтесь: у нас нет дворцов, поэтому и дворцовых переворотов быть не может. У нас есть официальная резиденция Кремль, она хорошо защищена, и это тоже фактор нашей государственной стабильности. Но стабильность основана не на этом: она основана – не может быть никакой другой более прочной базы, чем поддержка российского народа. Я думаю, что Вы не будете со мной спорить в том, что по основным направлениям нашей внешней, да и внутренней политики такая поддержка есть. Почему так происходит? Потому что люди душой и сердцем чувствуют, что мы (и я, в частности) действуем в интересах подавляющего большинства граждан Российской Федерации", - говорит Путин.

Один из традиционных для таких конференций вопросов звучит уже под занавес. Каким видит Путин будущее своей  политической карьеры?

"Это зависит от общих результатов работы в стране и на президентском, и на правительственном уровне, и на уровне Центрального банка. Решение о президентских выборах 2018 года принимать рано кому бы то ни было. Надо настойчиво работать в интересах граждан Российской Федерации. А по результатам и по настроениям в обществе можно будет сделать вывод о том, кому идти на выборы в 2018 году. Но в одном мы с вами точно можем быть уверены, что мы этот период пройдем и из непростой, конечно, сегодняшней ситуации выйдем, укрепив свои позиции и внутри страны, и в мировой экономике, и на международной арене", - уверен Путин.

В заключении президент еще раз напомнил: особое внимание власти будут уделять вопросам социального благополучия граждан. Изменять этому правилу не будут даже в сложный для страны период.

Екатерина Выскребенцева, Игорь Константинов, Максим Панкин, Алексей Комаров, "ТВ Центр".