В 2015 году цены на сигареты поднимутся на 10-15 рублей

Цены на сигареты в России увеличатся после Нового года. Об этом пишет газета "Известия" со ссылкой на декларации табачных компаний, которые зарегистрированы в Федеральной налоговой службе России.

Согласно задекларированным компаниями положениям, цены на табак в России вырастут в среднем на 8-9 рублей. Компании заверяют, что рост цен связан с новыми акцизами и прочими издержками. По данным участников рынка, с 1 января 2015 года цена на пачку сигарет будет стоить в среднем 70 рублей – вместо прежней средней цены в 60 рублей.

"Заложенные в недавно утвержденном Налоговом кодексе ставки акциза диктуют увеличение стоимости пачки сигарет в 2015 году в среднем на 8–9 рублей. Продукция с новыми розничными ценами будет поступать в продажу с начала следующего года по мере обновления запасов в торговых точках. JTI, как обычно, включит повышение налога в цену своей продукции", - сказал вице-президент российского отделения Japan Tobacco International (JTI) по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергей Киселев.

Директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний российской "дочки" Philip Morris International (PMI) Алексей Ким также подтвердил информацию о подорожании сигарет.

Директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" (структура British American Tobacco) Александр Лютый объяснил такое повышение: "Производители вынуждены поднять отпускные цены в ответ на резкое повышение ставок акцизов и на естественный рост других издержек. Минимальный акциз на сигареты с 2015 года вырастет на 30% (до 960 рублей плюс 11% от максимальной цены в рознице за 1 тыс. сигарет). Такой рост налогов приведет к удорожанию сигарет на 8–9 рублей. Средняя цена пачки увеличится примерно на 13% — до 68 рублей. Причем на налоги придется больше половины стоимости пачки".

По его словам, ставки табачных акцизов за 5 лет подорожали в четыре раза, причём если ещё в 2010 году цена за пачку сигарет начиналась от 18 рублей, то сегодня она стоит в среднем 60 рублей.

Лютый отметил, что доходы россиян сегодня не поспевают за повышением акцизов, что увеличивает вероятность выхода теневого рынка: "Европейский опыт показывает, что как только на сигареты начинает приходиться свыше 8% ежемесячного дохода, потребители переключаются с легальной продукции на контрабанду и контрафакт. Средний уровень доступности пачки сигарет в России сейчас составляет 7,4%, для семей с низким доходом — уже 11%".

Сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина уверена, что производители табачных изделий повысят ценник в течение 2015 года ещё несколько раз, и в этот ценник будут включаться не только повышения акцизов, но и растущие производственные издержки. Таким образом, рост цен на сырьё может стать поводом для повышения цен ещё на 15-20 рублей.

В Федеральной налоговой службе пояснили принципы нововведений: "Введение обязательных минимальных цен обеспечивает уменьшение риска необоснованного занижения цен, а последнее противоречит госполитике в сфере защиты здоровья населения. Кроме того, минимальные цены предотвращают насыщение рынка дешевой продукцией, незаконно ввозимой из Таможенного союза, и обеспечивают потребителей и контролирующие органы дополнительными возможностями в части идентификации контрабанды и контрафакта".

Отраслевой союз "Росчайкофе" ранее сообщил, что цены на чай и кофе в России вырастут после 1 января 2015 года как минимум на 10%.

Как отмечает глава "Росчайкофе" Рамаз Чантурия, предприятия работают без прибыли или себе в убыток из-за роста затрат на чайное и кофейное сырье. Таким образом они пытаются сдержать цены до конца 2014 года и выполнить контракты, которые были заключены с торговыми сетями. При этом, по словам Чантурия, первыми пострадают производители элитных чая и кофе, а вот производители соответствующей продукции средней и низкой цены смогут удержать цены чуть дольше. Эксперты полагают, что розничные цены на чай и кофе поднимутся на 20%. Впрочем, окончательно ценники на продукцию сформируются к марту.

"И чай, и кофе почти на 100% являются импортными продуктами. 15% этой продукции полностью импортируются в готовом для продажи виде, 85% чая и кофе упаковывают в России. 99,98% сырья для российских фабрик импортируется. В отпускной цене производителя чая среднего ценового сегмента доля сырья составляет порядка 50%, растворимого кофе того же сегмента - 20% (высоки расходы на переработку), молотого кофе - 60–70%. Несмотря на то что у нас есть Краснодарский край, где выращивают чай, объем производства чая в Краснодаре сейчас составляет 0,02% от потребностей российского рынка. Если максимально нарастить внутреннее производство в Краснодаре, то показатель едва ли превысит 1%", - сказал Чантурия.

Партнер продовольственной группы "Nielsen Россия" Юлия Маруева отметила, что пик повышения цен на чай и кофе наблюдался в период кризиса в 2008-2009 годах: "Тогда удорожание составило более 20%, что было рекордом среди продовольственных категорий. Цены на чай и кофе - как и на большинство других продуктов - еще не успели существенно подняться по причине удешевления рубля. Впрочем, категории эти остаются "турбулентными", и понаблюдать за их динамикой будет очень интересно".