Россия вводит запрет на транзит санкционных продуктов из Белоруссии

Свободно фуры пересекали границу только до сегодняшнего дня. Повод снова досматривать каждый транзитный грузовик на трассе серьезный: продукты-нелегалы с безукоризненными белорусскими документами на российских прилавках. Александр Лукашенко на такое требование Россельхозенадзора отреагировал немедленно. И крайне эмоционально: "Мы фактически одна страна. Зачем вы это делаете? Если вы считаете, что мы что-то нарушили, мы же безо всяких скандалов можем разобраться в этом".

Ведь поначалу введение санкций против европейских и американских продуктов казалось для Минска неплохой возможностью легально разбогатеть. Белоруссия немедленно в разы увеличила закупки в ЕС и США. Официально - для внутреннего потребления и переработки.

Но вместо белорусских заводов эти "продукты с непростой судьбой" стали безо всякой переработки попадать в российские супермаркеты. Схема не очень изобретательная. Товар из Евросоюза или США поставляется на белорусское предприятие, оттуда его отправляют якобы в Казахстан. Но до Астаны фура не доезжает, а фрукты, овощи и мясо почему-то оказываются на прилавках в России. Поставщик и так торопятся заработать, что подчас  даже тару не успевают поменять. 

По данным Россельхознадзора, каждое десятое яблоко или маслина из Белоруссии и на самом деле реэкспорт. В конце этой недели из Брянской и Смоленской областей вернули в соседнюю республику 360 тонн европейских овощей и фруктов. А всего в ведомстве выявили более 11 тысяч тонн плодоовощной продукции из ЕС.

По официальным данным Белстата, за последние пять месяцев в Россию поставили белорусских лимонов на 1,7 млн долларов, бананов – на двести тысяч, кокосов - почти на 2 млн, мидий и даже осьминогов еще на миллион. Впрочем, не только Белоруссия - почти все экспортеры пытаются слукавить при поставках. В Черногории и Македонии вдруг в разы увеличилось производство колбас и сосисок, хотя заводов больше не стало. В Молдавии вдруг произвели поразительно и подозрительно много вина. А в Швейцарии альпийские луга вдруг стали садами. Только так можно объяснить небывалый урожай местных яблок. Поставки в Россию увеличились в 400 раз. Но чудес не бывает, уверены в Россельхознадзор. И он начал пресекать попытки продуктового плагиата.  Вплоть до полной остановки поставок.

Скандалы с реэкспортом были и раньше. Самый опасный для нашей страны в 1997 году. Бельгийские мясники пытались выдать британскую говядину за свою и поставить в Россию в самый разгар эпидемии коровьего бешенства в Англии. Таможня на такой товар добро не дала. Кстати, сегодня по Польше гуляет африканская чума свиней. Так что реэкспорт санкционных товаров может быть опасен и для здоровья.

С партнерами по Таможенному Союзу таких проблем не было. Ну а на желание некоторых предпринимателей подзаработать чуть больше  какое-то время фактически закрывали глаза. Сейчас не то время.

В Москве рассматривают возможность полностью запретить транзит санкционных продуктов из Белоруссии в Казахстан. Астана и Минск выступают против. А ряд российских экспертов настаивает даже на еще более решительных мерах. "Правильно будет установить таможенный барьер между РФ и Белоруссией. Это отрезвит белорусское руководство. И заставит руководство Белоруссии соблюдать правила игры", - считает замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Беспалько.

Пока тотального контроля на границе нет. Всего четыре пункта досмотра физически не могут проверить все транзитные грузы. Но уже в этот вторник в Минске должны подписать с Россией документ о поставках. Александр Лукашенко, поначалу воспринявший идею дополнительного контроля в штыки, возможно, все-таки согласится на компромисс.

"Мы никогда не бросали свою Россию. Не бросим и в нынешней ситуации. Это наша Россия, и мы будем ее защищать как свою территорию", - сказал Лукашенко.

В России скандала тоже никто не хочет. Тем более, с такой страной как Белоруссия. Играть по правилам - это в общем-то всё, что требуют от Александра Лукашенко. Ведь никто не просит Минск вводить эмбарго вместе с Россией и отказываться от иностранных продуктов. Просто сырье, попавшее под санкции, нужно все-таки перерабатывать. Можно даже без любви. Но обязательно по правилам Таможенного Союза.

Илья Андреев, Екатерина Симанович. "В центре событий".