Снегоуборщик из "Внуково" был трезв в момент крушения Falcon

Приблизительно смоделировать, как произошла эта катастрофа уже можно. Около полуночи на взлетно-посадочную полосу аэропорта "Внуково" выруливает легкомоторный Falcon-300. Получив разрешение от диспетчеров, борт начинает взлет. Разогнавшись до 250 километров, самолет задевает снегоуборочную машину, которая в этот момент почему-то находилась на полосе. После чего воздушное судно переворачивается и взрывается.    

"К месту происшествия незамедлительно подъехали аварийно-спасательные формирования аэропорта "Внуково". Была проведена вся необходимая регламентная работа по удалению воздушного судна с полосы, по извлечению трупов из-под обломков воздушного судна, - сообщила руководитель пресс-служба аэропорта Елена Крылова.

Погибли все, кто был на борту. Три члена экипажа и один пассажир - глава крупнейшего французского топливного концерна Total Кристоф де Маржери, яростно выступавший за отмену санкций и сотрудничество с Россией. На месте трагедии весь день работали следователи. Они изъяли всю техническую документацию, записи переговоров пилотов с диспетчерами и взяли пробы топлива.

"Уже сейчас очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое, трагическое стечение обстоятельств, как это нам пытаются преподать представители аэропорта, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта", - сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.  

Разобраться в случившемся, возможно, помогут черные ящики. Речевой и параметрический уже нашли и отправили на расшифровку в Межгосударственный авиационный комитет. Но там начнут работу только после прибытия французских экспертов.  Пока же рассматривается четыре основных версии: плохая видимость, ошибка пилотов, диспетчеров или водителя снегоуборочной техники, который, по данным следователей, был нетрезв.

Водителя госпитализировали в тяжелом состоянии. Перед этим с ним успели пообщаться следователи и адвокаты, которые заявляют, что Владимир Мартыненков - именно он управлял снегоуборочной машиной в момент катастрофы - вообще не пьет. 

"Я общался с родственниками водителя, которые в один голос заявляют, что Мартыненков был трезв. Мало того, что у него были болезни сердца, с которыми он стоял на учете и в связи с этим диагнозом ему было категорически запрещено пить", - заявил адвокат водителя Александр Карабанов. Он добавил, что Мартыненков прошел медосмотр и был допущен к работе.

"В деле имеются документы о том, что перед сменой мой подзащитный проходил медосмотр, врач официально допустил его к работе. После этого он отправился за листом для получения автомобиля", - сообщил "Интерфаксу" Карабанов.

И даже если он действительно был пьян, выехать на взлетно-посадочную полосу без разрешения диспетчера он не мог, говорят эксперты. Не мог и пилот самовольно начать взлет. Всем, что творится на полосе, управляет вышка.   

"Когда на полосу нужно заехать какой-то технике, то это только с разрешения диспетчера. Если самолет взлетает с полосы - это только с разрешения диспетчера. Все, что творится на полосе - это только с разрешения диспетчера", - объясняет пилот Андрей Литвинов.

Среагировать на препятствие на скорости почти в триста километров в час не реально, говорят эксперты. К тому же в условиях сильного тумана.

"Еще особенность полосы во Внуково то, что она, как мы выражаемся, горбатая. То есть, находясь на исполнительном старте, пилот не может видеть полностью полосу "от" и "до". Тем более в  тумане. И я могу сказать, если пилот получил от диспетчера команду взлет разрешаю - с него снимается вся вина", - говорит помощник президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Ободков.

На период следствия, ряд руководителей аэропорта Внуково отстранят от занимаемых должностей. Следователи не исключают, что количество задержанных может увеличиться.

Александр Панюшкин, Михаил Шекоян. "ТВ Центр", Москва.