Три километра по воде от одного берега к другому - подвиг российских солдат рижане повторяют из года в год, в память о дне, когда советские войска форсировали Киш-озеро. Ниаэлла Лукашевич видела своими глазами высадку трех тысяч солдат. С братом, дедушкой и бабушкой они прятались неподалеку от обстрела, когда нацисты сожгли их дом и деревню.
"Когда прошел этот бой и зашли русские солдаты, это была огромная радость. Я помню, как все высыпали из этого блиндажа, как все приветствовали солдат. Все понимали, что теперь, наконец, кончилась война, что, наконец, будет свобода. Мы тогда не знали, что отец погиб. Мы надеялись, что отец хотя бы вернется", - рассказала Ниаэлла Лукашевич.
С боя за Ригу началось освобождение оккупированной Латвии. Ее свобода стоила жизни 150 тысячам советских солдат. Но пока одни скорбят о полумиллионе погибших на фронте и в оккупации, другие находят в этом вдохновение. В 70-ю годовщину освобождения Латвии в Риге прошла премьера, где главный герой - нацист.
Герой или злодей? На вечную тему противостояния добра и зла новый мюзикл продюсера Юриса Миллерса. В своей постановке он не только не осуждает Цукурса, самого известного карателя команды Арайса. Он хочет заставить зрителя ему сопереживать.
"В этом спектакле мы видим глобальные события. Вторую мировую войну, холокост, - те темы, о которых важно говорить, чтобы их не забыть. И то, что это происходит через личность Герберта Цукурса, на мой взгляд, важно, потому что он - неоднозначно оцениваемая личность", - заявил продюсер мюзикла Юрис Миллерс.
Цукурса продюсер сравнивает с Берией, Сталиным и Гитлером. И утверждает, что не осуждает и не защищает его именно потому, что история нациста поделила мнения в Латвии на "за" и "против". Меж тем, власти Латвии давно ведут криминальный процесс о массовом уничтожении евреев в годы немецкой оккупации, и Цукурс в частности признан одним из главных палачей.
"Мне, как гражданину Латвии, обидно, что более полвека один человек, который одним нравится, другим нет, но он причастен к нашей нации, до сих пор юридически не осужден и не реабилитирован. Все говорят о нем, мнения делятся, но никто не решается поставить финальную юридическую точку", - отметил продюсер мюзикла Юрис Миллерс.
Выступив своего рода посредником, Миллерс, кажется, разворошил осиное гнездо. В день премьеры, мюзикл уже стал скандальным, получив в свой адрес критику от министра иностранных дел Латвии. В Иерусалимском центре Симона посчитали, что вся постановка - попытка реабилитировать одного из самых известных убийц времен холокоста.
"В команду Арайса шли только добровольцы. Они шли изначально в расстрельную команду. Я понимаю, если бы мобилизовали людей в легион под угрозой расстрела - или жизнь, или спорт. Это добровольцы. Это люди, которые шли убивать. И здесь говорить о какой-то неоднозначности нет возможности. Они палачи", - заявил член антифашистского комитета Эдуард Гончаров.
Неожиданно для себя Юрис Миллерс стал сам главным героем своей постановки и теперь повторяет сюжет бродвейского мюзикла "Продюсеры" Мэла Брукса. В центре внимания - не Гитлер, не Цукурс, а продюсеры, которые заведомо поставили провальный спектакль, но нашли зрителей, которым шоу понравилось, и комедия стала фарсом.
Оксана Сапкина. "ТВ Центр".