Куда мастер пришел, оттуда и уходит - вся территория вокруг театра Вахтангова окружена гигантской очередью, полон и Арбат, и ближайшие переулки. А люди продолжают подходить, причем рядом стоят и те, кто видел спектакли легендарной Таганки, и те, кто о них лишь слышал.
Чаще других в очереди звучит слово "свобода". Юрий Любимов с ним ассоциируется. и как актёр, но главное - как режиссёр
театра, которого уже не будет. Остались лишь воспоминания - о "Добром человеке из сезуана", о "Гамлете", о тысячах зрителей, чей напор сдерживала конная милиция.
"Пробивались любыми путями. Разбивали где-то окна в театре. Проникали. чтобы посмотреть. Потому что была опасность, что больше можно и не увидеть этот спектакль", - вспоминает режиссёр, народный артист России Сергей Арцибашев.
На прощание с Любимовым в среду
пришли руководители почти всех столичных театров, актеры, режиссеры, чиновники, политики. Юрий Петрович мог зажечь огонь в душе, говорят многие, но мог и опалить так, что менялись судьбы - людей и страны.
"Любимов повернул даже общественную жизнь. В конце концов, он является последним гением культуры, соединившим времена. Время серебряного века, время русского авангарда и сегодняшний день", - отметил актёр, режиссёр Вениамин Смехов.
Тем более тяжело и горько вспоминалась сегодня история конфликта - с труппой "Таганки". У каждой стороны была своя правда. Но вряд ли кто-то думал в тот момент, устраивая травлю мастера, что он будет жить вечно. Сегодня одни оправдываются, другие - клянутся в любви. Но понятия "гонорар" и "вечность" по-прежнему несовместимы. Может, поэтому Юрий Петрович в последнее время об этой истории мало говорил.
"Она отняла часть жизни. Но мы об этом с ним почти не разговаривали. дело в том, что Юрий Петрович никогда не жаловался. Он был боец", - подчеркнул президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения г. Москвы Борис Мессерер.
Юрий Любимов предпочитал работать и в 90 лет, и в 97. В Большом театре, в Вахтанговском - спуска никому не давал, до последнего. Иначе он перестал бы быть собой.
"Как бы ни складывалась его судьба, но он - счастливый человек. Он реализовывал себя в творчестве. И в любви к любимой женщине", - отметил народный артист России, депутат Мосгордумы Евгений Герасимов.
"Сейчас главное - сберечь его наследие. Режиссерское наследие - это спектакли. а спектакли имеют обыкновение, как говорят актёры, расшатываться", - подчеркнул народный артист Азербайджанской ССР, чрезвычайный и полномочный посол Азербайджанской Республики в РФ Полад Бюль-Бюль.
Волю мастера в среду выполнили - прощались в театре Вахтангова, в полной тишине. Никаких речей и признаний. Единственное условие было нарушено - почитатели мастера не смогли отпустить его без аплодисментов.
Ольга Стрельцова, Юлия Степина, Андрей Булычев, Даниил Гималов. "ТВ Центр", Москва.