Международное жюри перед тем,как вынести вердикт и назвать шесть финалистов, лично и пристально изучило территорию, с которой конкурсантам предстоит работать. "83 км - протяженность Москвы-реки. Это очень много. Такой стратегический архитектурный потенциал. Но первое, что бросается в глаза, - сложный рельеф, очень высокие берега, обрывистые. Редко видны какие-то спуски, платформы", - говорит архитектор, член жюри Бертран Лемуан.
Это тот редкий случай, когда историки не спорят, что сначала была река. Она дала имя новорождённому городу. И потом столетия переплеталась с ним пространством и судьбой. Первые набережные на Москве-реке появились в восемнадцатом веке. Конечно, деревянные. В привычный гранит переоделись лишь в начале двадцатого столетия.
Последняя глобальная реконструкция столичных набережных проходила почти восемьдесят лет назад - по Генплану Москвы 1935 года. Типичный пример советской набережной - асфальт, широкая проезжая часть, узкий тротуар. Никакой зелени и никакого желания здесь гулять.
Было в советские времена и еще одно популярное использование набережных - на них строили промышленные предприятия. Многие сейчас закрыты, территории пришли в запустение. А к воде просто не подобраться.
Вдобавок к непростому наследию набережные безжалостно и беспощадно превращены в стихийные парковки. Дебаркадеры тоже украшением акватории не назовешь.
Для того, чтобы решить этот клубок проблем, связать в единое целое все прибрежные зоны, превратить их в место приятное и комфортное для жизни, и объявили международный архитектурный конкурс. "Мы должны поменять транспортную концепцию, концепцию благоустройства набережных. Должны проекты комплексной застройки применить и должны построить отдельные красивые здания в составе этих проектов. Это вообще мега-проект, один из самых крупных в мире по обустройству набережных рек", - рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Мировой опыт в этом смысле богатый. У каждого уважающего себя города - своя река. И свои варианты того, что на ней строить. В Лондоне район обветшавших портовых доков и верфей в излучине Темзы превратили в знаменитый бизнес-квартал. В Париже с набережной Сены потеснили автомобили - вместо них теперь пешеходные зеленые зоны, кафе, игровые площадки.В центре Берлина на реке Шпрее - пляж. А один из самых амбициозных проектов - в Мадриде. Пятьдесят гектаров вишневых садов, сосновых парков, бассейнов и фонтанов, где несколько лет назад были заброшенные территории и перегруженная магистраль. Местные район избегали, туристы о нём не знали.
У Москвы есть и свой удачный опыт. У набережных на Воробьевых горах, в Музеоне и парке Горького после реконструкции теперь совсем другая жизнь, и они не пустуют никогда. Продолжать в том же духе предстоит и шести финалистам. Жюри выбрало их тайным голосованием из сорока семи солидных международных команд. Больше всего очков набрали испанские архитекторы. В финал вышли архбюро из США, Китая, Нидерландов и два российских. Опыт по обустройству прибрежных территорий есть у всех. Как и желание скорее применить его в Москве.
Развитие прибрежных зон как раз планируют начать со Строгино, "ЗИЛа" и района Москва-Сити. Об этих площадках финалистам советуют подумать в первую очередь. У каждой команды будет три месяца, чтобы разработать концепцию. Победителя назовут в декабре. А сам процесс превращения будет не быстрым. Для того,чтобы в городе появилась река, которая его действительно не разделяет, а объединяет, понадобится как минимум двадцать лет.
Юлия Богоманшина, Дмитрий Иванов, Юрий Тимошин. "ТВ Центр".