Лавируя между пикетами митингующих, уже несколько месяцев требующих люстрации и возвращения своих сыновей с войны, в Раду прибывает вся политическая верхушка Украины. Вот посты умело обходит министр обороны Гелетей, которого обвиняют в поражениях армии на востоке. За оцеплением быстро скрываются депутаты. Не успевает только парламентарий Журавский. Митингующие засунули его в мусорный бак.
Туда же кто-то из радикалов бросает покрышку. Депутат Журавского обливают какой-то жидкостью и обещают сжечь. Уходить приходится, в буквальном смысле, ползком, скрываясь за милицейскими спинами.
Толпу уже не остановить. "Правый сектор" идет в наступление, пытаясь прорвать милицейский кордон. В ход идут яйца, бутылки и полюбившиеся покрышки. Такой знакомый черный дым быстро затягивает площадь у Верховной Рады. Революционную гарь явно почувствовали и внутри парламента. Оттого и закон о люстрации, который так долго откладывали, все-таки принимают.
Не так слаженно, но все-таки "За" Верховная Рада голосует и по закону об особом статусе Донбасса. Обсуждение в закрытом режиме вряд ли было простым. Радикалы из "Свободы" и часть "Батькивщины" еще накануне заявляли, что голосовать не будут вовсе. Порошенко называли чуть ли не предателем. Тимошенко, которая не является депутатом, но на голосовании присутствовала, едва себя сдерживала.
"Те законы, которые сегодня приняты, они отдают часть территории Донбасса под полное управление Российской Федерации", - заявила она.
Но нужное количество голосов Порошенко набирает, делая очередной шаг к миру на востоке страны. Его законопроекты предусматривают амнистию для участников боев, выборы местных органов власти, намеченные уже на декабрь, по сути автономный статус этих будущих органов власти, возможность экономически сотрудничать с Россией, право местных властей создавать свои силовые структуры, а также особый статус русского языка. Правда, действовать эти нормы будут лишь на части территории Донбасса.
Ратифицировать соглашение с ЕС Киев и Брюссель договорились одновременно в режиме телемоста. Но пока в Европе готовились, в украинском парламенте не стихали пафосные речи, мол, Украина - это Европа. А историческая дружба тянется через века.
"Мы исторически защищали Европу. От большевиков, от фашистов. Сегодня настал час, чтобы Европа нас защитила", - заявил депутат Николай Томенко.
Что Украина, как локомотив, который никто не заставит сойти с европейского пути. И вообще прилагательное "европейское" звучало применительно ко всему.
Спикер Турчинов едва не срывает голос, радуясь результатам голосования. Но большинство из того, о чем твердили украинские политики - не больше, чем популизм. "Друзья" из Евросоюза уже не раз заявляли, что членство в ЕС и НАТО для Украины - это даже не далекая перспектива, а мечта, которой в ближайшие десятилетия не сбыться. Экономика на гране дефолта. Окончательное самоубийство отсрочили, учтя претензии России. Но вместо спасибо - опять обвинения.
"Откладывание этого решения на руку Москве, которая делает все, чтобы заблокировать украинскую евроинтеграцию. Мы были, есть и будем категорично против проведения каких-либо консультаций по этому вопросу с Москвой", - заявил лидер "Свободы" Олег Тягнибок.
Но консультации будут. Порошенко ведь понимает, что за год с пустым бюджетом перейти на евростандары во всей экономике не реально. А если Россия отменит льготы на украинские товары, потери Киева превысят пятьдесят миллиардов долларов. И их вряд ли компенсирует свободная торговля с Европой, где жесткие квоты. Так что компромисс искать безусловно придется. Теперь на это есть время. Действовать соглашение начнет не раньше 2016 года.
Александр Панюшкин, Владимир Черных, "ТВ Центр".