Дни нынешнего состава Рады сочтены. И в последнее время депутаты не проявляли излишнего рвения в работе. По большей части собирались на пленарные заседания лишь раз в неделю и громких решений не принимали. Судьбоносный закон свалился на них неожиданно. Еще в понедельник утром они готовились ратифицировать соглашение об интеграции с ЕС, и тут каких-либо серьезных разногласий ожидать не приходилось, но после того, как президент Порошенко внес в Раду законопроект об особом статусе отдельных районов юго-востока Украины, все стало с ног на голову.
"Придание особого статуса отдельным районам
Донецкой и Луганской областей - де-факто это элементы децентрализации с полным и безусловным соблюдением вопросов суверенитета, территориальной целостности и независимости нашей державы", - отметил президент Украины Петр Порошенко.
Лидерам фракций законопроект Порошенко представил лично и уехал, оставив депутатам лишь ночь для того, чтобы определиться: что делать дальше. Очевидно, что коммунисты и остатки фракции Партии регионов его поддержат в любом виде. Радикалы, в лице ярких представителей типа Ляшко, однозначно отвергнут. А дальше, скорее всего, начнется торг по каждому из принципиальных пунктов. Среди которых амнистия для участников боевых действий, свободное использование русского языка, создание на территориях с особым статусом собственной, неподконтрольной Киеву милиции, возможность формирования органов власти и даже беспрепятственное трансграничное сотрудничество с регионами Российской Федерации. Словом, на бумаге все очень хорошо и полностью соответствует духу минского процесса. Вот только эксперты видят в документе ряд уловок, которые на самом деле не дадут Луганску и Донецку того статуса, на который они рассчитывают.
"На мой взгляд, президент Порошенко продолжает сложную политическую игру. С одной стороны он выполняет те обязательства, которые министр иностранных дел Украины взял в Минске - о том, что будет предоставлен особый статус. А с другой стороны он пытается не допустить с тем, чтобы ДНР и ЛНР получили реальные права самостоятельных политических субъектов. Представляя документ об особом статусе в Раде, он говорил: ну что вы беспокоитесь, получат они прав не больше, чем польские гмины - это единица самоуправления", - подчеркнул член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин.
В частности, в законопроекте прописано, что в Луганске и Донецке вводится особый порядок местного самоуправления, а выборы могут пройти уже 9 ноября. Но ни слова о том, кто будет обеспечивать безопасность жителей. Ведь собственная армия территориям, де-юре остающимся в составе Украины, не положена в принципе, а милиционеры-общественники с пистолетами вряд ли смогут противостоять бомбежкам и артобстрелам, которыми войска не брезгует даже во время перемирия. Еще сложнее с амнистией. Ее ДНР и ЛНР как раз и добивались. Но как быть с делами о военных преступлениях – массовых убийствах мирных жителей украинскими военными. Для них в международном праве амнистия не предусмотрена. На первый взгляд, радует возможность для регионов востока Украины сотрудничать с Россией, но в этом нет ничего удивительного - кто-то же должен восстанавливать разрушенное. Словом, большинство пунктов закона вызывает вопросы, требующие уточнения. К тому же особый статус предполагается ввести
на три года. А состав
Верховной Рады сменится уже чуть больше чем через месяц. И еще неизвестно, как на решения предшественников посмотрят новые депутаты. Так что даже в случае принятия закона, президенту Порошенко придется серьезно постараться, чтобы он был выполнен сполна.
Алексей Платонов. "ТВ Центр".