Ранее Киев и Брюссель пообещали учесть интересы России и отсрочить создание зоны свободной торговли ЕС-Украина на год. Во вторник Верховная Рада выскажет своё мнение по обоим документам. От решения парламентариев будет зависеть не только судьба российско-украинских отношений, но и возможно, судьба самого Порошенко.
Текст закона об "особом статусе" в Раде впервые увидели за день до голосования. Представлять его лидерам парламентских фракций отправился сам автор - Петр Порошенко. Тем самым подчеркивая - документ для страны первоочередной важности.
"Придание особого статуса отдельным районам Донецкой и Луганской областей - де-факто это элементы децентрализации с полным и безусловным соблюдением вопросов суверенитета, территориальной целостности и независимости нашей державы", - заявил он.
Исключительные условия для части регионов юго-востока Киев предлагает ввести на три года. Официально границы "особой зоны" очертят территории, где шли боевые действия. А по факту, подконтрольные ополчению районы. Президент, кажется, нарочито меняет риторику в их адрес. Вместо "антитеррористической операции" в документе "события в Донецке и Луганске", да и сами ополченцы уже не "террористы", которых ждет уголовная ответственность.
Новый закон во многом продиктован минским мирным соглашением. Документ вводит особый порядок местного самоуправления - выборы Порошенко предлагает назначить на 9 ноября, особый порядок формирования судов и назначения прокуроров. Появится в "особой зоне" и своя, неподконтрольная Киеву милиция:
"В отдельных районах решением городских, поселковых и сельских советов создаются отряды народной милиции, на которые возлагается задача обеспечения гражданского правопорядка в населенных пунктах. Отряды народной милиции образуются на добровольных началах из числа граждан Украины, которые постоянно проживают в соответствующих населенных пунктах".
"Если по итогам переговоров в Донецкую и Луганскую народные республики вернулись бы военные, украинские правоохранительные органы. Результат фактически был бы очень плачевным. То есть фактически было бы возвращение к весне этого года. Соответственно, закрепление за ДНР и ЛНР статуса милиции позволяет избежать этого противоречия", - считает вице-президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
Особый статус в особой зоне получит русский язык. И это тоже одно из ключевых требований ДНР и ЛНР. Исполнительная власть сможет заключать с представителями республик соглашения о взаимодействии. Политологи уже назвали этот пункт попыткой легитимизировать власти народных республик. Что вряд ли понравится радикально настроенной части Рады. А ведь есть еще и отдельная статья о сотрудничестве с Россией:
"Органы исполнительной власти способствуют развитию в обозначенных районах трансграничного сотрудничества, основанного на решении общих проблем развития, усиления и углубления добрососедских отношений между органами местного самоуправления с административно-территориальными единицами Российской Федерации".
И это на фоне громких предвыборных обещаний - бороться за Донбасс до победного, которыми сыплют едва ли не половина всех баллотирующихся в Раду партий. Тот же премьер Яценюк явно не настроен на мирный диалог.
"Мы объединились в народный фронт, который защитит Украину от внешней агрессии и внешнего агрессора, которым является Россия. И персонально российский президент Путин", - заявил он.
А тут еще и отсрочка вступления в силу Соглашения с ЕС. Ратификацию Рада назначила на вторник и намерена провести с помпой. Процедуру синхронизируют с Брюсселем. Вот только действовать документ начнет с 1 января 2016 года. Что многих в парламенте и правительстве не устраивает. Так что завтрашний день уже обещает стать испытанием на прочность президентского рейтинга.
И уже последовала реакция на эту новость из Донецкой народной республики. Как заявил первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин, в республике ждут законопроект об особом статусе Донбасса, будут его изучать и надеются на мирное урегулирование.