Перед крушением Boeing был абсолютно исправен — к такому выводу пришли авторы предварительного доклада о причинах авиакатастрофы на востоке Украины. Расшифровка переговоров в кабине — а эксперты подтвердили, что содержимое "черных ящиков" оставалось неприкосновенным перед их передачей голландской стороне — показала, что пилоты, перед исчезновением самолета с радаров, не обсуждали каких-либо чрезвычайных ситуаций, а значит несчастье застало экипаж и пассажиров врасплох.
"Разброс обломков на земле предполагает, что самолет разрушился в полете. Доступные изображения с места показывают, что обломки фюзеляжа покрыты множественными отверстиями, их расположение соответствует повреждениям, возможным при попадании множественных частиц, обладающих высокой энергией. Возможно, это повредило самолет и вызвало обрыв коммуникаций", - сообщил председатель голландского Следственного комитета по безопасности Тийбб Йостра.
Председатель голландского следственного комитета по безопасности, которому Украина передала права расследования причин катастрофы, взвешивает каждое слово. Доклад — предварительный и его авторы признают: без работы на месте крушения — а по соображениям безопасности экспертам попасть на него до сих пор не удалось — данные не могут быть полными. В документе прямым текстом говорится: "определение виновных или ответственности не является задачей этого расследования". Аккуратные заявления о характере поражающих элементов, сделанные на основе фотографий из открытых источников, не говорят ничего ни о природе использованного оружия, ни об оружии вовсе. Слово "ракета", будь то "земля-воздух" или "воздух-воздух", как предполагают некоторые, на 34 страницах не произносится ни разу. В подготовке доклада принимали участие и российские эксперты.
"Представленный комиссией промежуточный доклад, очевидно, носит характер предварительного документа и является лишь началом длительной и кропотливой работы. Важной частью этой работы должно стать исследование места авиакатастрофы и обломков воздушного судна, их выкладка. Без всей этой информации нельзя говорить о каких-либо, относительно, предварительных выводах относительно причин катастрофы", - полагает уполномоченный представитель России в расследовании Олег Сторчевой.
Российские специалисты предостерегают: много времени упущено и ряд данных изучить будет сложно. С телами погибших по-прежнему работают голландские патологоанатомы и их выводы держатся в строжайшем секрете до полного завершения процедуры опознания.
"Я не помню на своей приличной по длительности авиационной жизни, чтобы хоть одно летное происшествие расследовалось с таким безобразием. Сразу после падения самолета был открыт массовый артиллерийский огонь на поражение остатков. Зачем скрывать это преступление? Значит, кто-то в этом деле был заинтересован. Эксперты, в течение недели, не могли даже подойти к этим обломкам, которые превратили в металлолом. Вместо того, чтобы подготовить площадку, выложить там до последней щепки элементы этого корабля, исследовать фрагменты тел, чтобы можно было доказать по экспертизе, что произошло именно "сбитие" этой машины ракетой класса "земля-воздух", - возмущается председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Петр Дейнекин.
Авторы доклада прогнозируют: дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, что случилось в небе над Украиной, получится никак не раньше, чем через год. От поспешных выводов всех изучивших сегодняшний документ уже предостерег премьер-министр Нидерландов Марк Рютте.
Андрей Баранов и Евгений Полойко, "ТВ Центр", Гаага, Нидерланды.