СБУ изъяла записи переговоров диспетчеров с экипажем Boeing

На инцидент в небе над Донбассом официальный Киев ответил молнией - теракт. Президент Порошенко в своем заявлении не искал обтекаемых формулировок.
"Это террористический акт. Хочу особо отметить, что мы называем это не инцидент, не катастрофа, а террористический акт", - заявил президент Украины Петр Порошенко.
Остается непонятным, какими знаниями обладает верховный главнокомандующий, чтобы сделать такие серьезные выводы буквально через несколько минут после трагедии, что называется без суда и следствия. По его версии, ополченцы Донбасса сбили Boeing с помощью ракетных комплексов "Бук" или С300. Сослался Порошенко на министерство обороны. По данным силовиков, еще 29 июня сопротивление захватило зенитный ракетный полк, базировавшийся прямо в городской черте Донецка. Такой красивый сценарий спутал генпрокурор Ярема. Он доложил и президенту, и украинским журналистам, что у ополченцев нет ракетных комплексов "Бук" и С-300. Системы ПВО заранее вывезли из захваченной в Донецке воинской части.
"29 июня решением командующего воздушных сил Вооруженных сил Украины военнослужащие и техника зенитного ракетного полка в Донецке были оперативно передислоцированы в определенное место. На территории военной части управления осталась лишь устаревшая и непригодная к использованию автомобильная техника, которую военные еще больше вывели из строя", - заявил генеральный прокурор Украины Виталий Ярема.
Порошенко вторят и вездесущие американцы, якобы их разведка подтвердила, что Boeing сбила ракета "земля-воздух". Вся проблема в том, что у ополченцев таких нет. Главная заслуга донецкого сопротивления на сегодня - несколько сбитых украинских истребителей и пару транспортных самолетов. Все с использованием переносных зенитно-ракетных комплексов, радиус поражения которых существенно ограничен. 
"Из ПЗРК стреляют на дальность 5 км, а Boeing летел на 10,5, т.е. даже теоретически не возможно", - отметил военный обозреватель Виктор Литовкин.
5 июля в Интернете появились кадры, где один украинский ракетный дивизион завершает передислокацию в окрестностях Донецка и, судя по всему, приводится в боевую готовность - стандартная процедура в условиях боевых действий.
"Пуск могли осуществить только подготовленные боевые расчеты. Вопрос - был ли это преднамеренный пуск, либо ошибка в силу тех или иных причин. Это уже вопрос остается открытый для расследования. Но ополченцы технически не могли, даже если бы у них были исправные пусковые установки, осуществить такую атаку. Моя версия заключается в том, что этот пуск сделала украинская армия. Я хочу отметить, что еще 6 мая я предупреждал о том, что вследствие масштабного ведения боевых действий Украина может опять начать уничтожать в виду низкой квалификации своих войск гражданские и пассажирские самолеты. И вот, к сожалению, вот это вот предупреждение, оно оказалось печальной реальностью", - констатировал главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. 
Для Украины совершать роковые ошибки не впервой. В 2001 году в ходе учений из С-200 над Черным морем был сбит российский Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск - не извинились и вины и не признали. А верховный главнокомандующий тогда вместо соболезнований искал оправдания. 
"Не надо делать из этого трагедии. Это была ошибка. Ошибки бывают, и не только такого масштаба. Бывают гораздо большего масштаба, планетарного масштаба", - заявил в 2001 году президент Украины Леонид Кучма.
Отвечать за гибель мирного населения на Украине не привыкли. Вот и новая власть делать этого не спешит. У многих украинцев еще болят сердца за гибель десятков жителей Луганска после прицельного авиаудара по зданию областной администрации. В Киеве заявили - стреляли ополченцы и наводка сработала на кондиционер. В пятницу, убедившись в несостоятельности версии с ополченцами, военные пошли еще дальше и заявили, что стреляли, вероятно, с российской стороны. Риторика известная - по мнению силовиков, Донбасс ежедневно под огнем восточного соседа.
"За последние несколько дней это уже третий сбитый самолет со стороны Российской Федерации. До этого были сбиты Ан-26 воздушных сил Украины. Мы не исключаем, что и этот самолет был сбит с соседней территории", - заявил представитель информационного центра Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко.
"По данным Министерства обороны, зона падения малайзийского Boeing 777 попадает в зону поражения двух украинских зенитно-ракетных комплексов большой дальности С-200 и комплексов средней дальности "Бук-М1". 17 июля российскими средствами контроля зафиксировалась работа радиолокационной станции "БУК-М1", дислоцированной в 30 километрах южнее Донецка", - заявил представитель пресс-службы министерства обороны РФ Алексей Комаров.
Ещё одна деталь в пользу версии спланированной атаки на Boeing - впервые регулярный рейс Амстердам - Куала-Лумпур отклонился от курса. Лайнер в полете сместился немного севернее и таким образом оказался буквально над Донецком. В соцсетях появились публикации испанского диспетчера Карлоса, который утверждает, что вёл Boeing 777 "Малайзийских авиалиний". Сотрудник киевского международного аэропорта "Борисполь" написал в своем Twitter, что рядом с лайнером были два истребителя ВВС Украины. Информация диспетчера проверяется. Но ее уже подтверждают очевидцы.
"Летели два самолета из-за облаков. Потом одним выстрелом сбили второй. И все", - рассказывают очевидцы.
В зоне боев в Новороссии запрещены полеты на малых и средних высотах. Но разрешены коммерческим авиалиниям - на верхних эшелонах. Во избежание провокаций официальный Киев должен был полностью закрыть воздушное пространство в зоне конфликта, но не сделал этого. Совершенно очевидно, что при множестве версий, согласно международным правилам ответственность за катастрофу должны нести власти Украины.
"В этот момент самолет находился под украинской ответственностью, днепропетровского центра управления воздушного движения. Самолет ещё не вышел на радиосвязь с российскими диспетчерами в Ростове-на-Дону, поэтому ответственность за безопасность управления воздушным движением лежала на украинской стороне", - подчеркнул руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.
Действительно ли менял экипаж маршрут и делал он это по чьему-либо указанию, станет понятно после расшифровки бортовых самописцев, которые уже обнаружены. СБУ тем временем изъяла записи переговоров диспетчеров с экипажем разбившегося лайнера, пишет "Интерфакс".
Еще один ключевой момент - из какого оружия был подбит лайнер. Исследование обломков наверняка даст ответ на этот вопрос в ближайшее время. На полном и объективном расследовании настаивает Россия и предлагает всестороннюю помощь в поиске причин трагедии в небе над Донбассом. 
Павел Прокопенко, Лилия Попова. "ТВ Центр".