Первые соревнования среди киборгов и их разработчиков пройдут в Цюрихе осенью 2016 года. Электронные глаза, искусственные конечности. Даже управлять велосипедом они могут практически силой мысли. Все это станет новым видом спорта под названием кибатлон.
Депутат Владимир Крупенников знает по себе, что инвалидное кресло не повод опускать руки. На своей коляске он покорил Эльбрус и Казбек. Соревнования по кибатлону подстегнут не только науку, но и самих участников - людей с ограниченными возможностями. "Пример того, как уже у человека могут снимать энцефалограмму, с помощью которой можно управлять несуществующей конечностью или атрофированной конечностью. Безусловно, это выведение инвалида, человека, который, может быть, временно получил какое-то ограничение в движении, на совершенно новый качественный уровень жизни", - уверен Владимир Крупенников.
Надев такой вот экзоскелет, даже парализованный человек сможет ходить. Управляется с помощью пульта. Такие устройства могут служить для разных целей - от медицинской (быть опорой и поддержкой для тех, кто не может ходить), до военной ( создание "универсального солдата"). Это зарубежные разработки. В России тоже есть подобные. Один из отечественных вариантов медицинского экзоскелета свои первые самостоятельные шаги сделал всего месяц назад. Поймав нужный импульс, повторил движения человека.
Зарубежные аналоги пока опережают отечественные разработки, но они очень дороги. Цена в пересчете на рубли около трех миллионов.
Большинству инвалидов экзоскелет просто не по карману. Команда молодых российских ученых планирует сделать экзоскелет доступнее, легче и маневренней. "Ходить по ровной местности, передвигаться - это может и обычная коляска. Соответственно, экзоскелет должен еще уметь подниматься по лестнице, преодолевать препятствия, может быть, перешагивать через препятствия, например, пороги", - говорит разработчик российского экзоскелета Александр Кузнецов.
В фонде Сколково инопланетного вида агрегат разгуливает по коридорам. Он даже может с вами неожиданно заговорить, ведь по другую сторону встроенного монитора - реальный человек.
Робот удаленного присутствия – это, по сути, передвижная станция для видеосвязи. С помощью нее человек, заточенный болезнью в четырех стенах, может посетить картинную галерею на другом конце страны, или устроиться на работу. К примеру, может дистанционно проводить консультации. В Сколкове считают, что уже через пять лет электронный помощник будет для всех привычным явлением. "У него есть функция человеческого взаимодействия, скажем так. Вот эта голова, которая поворачивается туда-сюда, она заставляет человека реагировать на него как на живой объект", - объясняет главный робототехник фонда "Сколково" Альберт Ефимов.
За два года до первых соревнований по кибатлону технический прогресс может уйти еще дальше вперед. Фантастические сегодня технологии проникнут на "массовый рынок" и станут обыденностью. А само понятие "человека с ограниченными возможностями" сменит смысл: по сравнению с киборгами ограниченными можем оказаться все мы.
Кристина Одиноченко, Максим Сидоренко. "ТВ Центр".