Компания "Мелодия" отмечает 50-летний юбилей

Свой магазин Юрий Куприянов открывал в начале 2000-х годов. Не по велению рынка – тогда винил уже почти не слушали, - а по велению души. Половина пластинок привезена из Европы, еще процентов 40 - из Японии и США. И только 10 - производство российской компании "Мелодия". И что самое удивительное – именно в России по-прежнему самый высокий спрос на грамзаписи. "Потому что очень много времени русские люди были обделены возможностью купить иностранный диск. То есть покупка пластинки была чем-то нереальным", - говорит Юрий Куприянов. 

Свой план магазин делает на продаже всего нескольких групп. Deep Purple и Led Zeppelin возглавляют топ-лист. Стоимость коллекционных изданий доходит до сотни тысяч рублей.

Цену качественному винилу Константин Лаптев знает не понаслышке. Чем ярче радуга на полях, тем чище грамзапись и меньше треска. За всю свою жизнь он собрал больше пяти тысяч пластинок. Одна из самых ценных - группы "Ариэль" на цветном виниле. "Это уже своего рода экзотика, потому что тираж таких пластинок был невелик. Но всегда иметь в коллекции – почетно. Похвастаться перед товарищами, что у тебя есть такой экземпляр", - улыбается Константин.

В "Мелодии" есть пластинки любых цветов и размеров. Старейшая в России компания звуковой индустрии выпускала грамзаписи на протяжении четверти века. В постсоветский период производство винила прекратили. И только в прошлом году студия записала релиз группы "Ария". Первую пластинку за 22 года. "Мы провели опрос среди слушателей нашей продукции. Мы задали вопрос "Какие пластинки, вы бы хотели, чтобы были перевыпущены на фирме "Мелодия" в новом формате". Возглавлял этот список русский рок, собственно, поэтому "Ария" и стала первым релизом, который мы выпустили", - говорит генеральный директор фирмы "Мелодия" Андрей Кричевский.

Партия разошлась с прилавков за три дня. Качество современного винила в разы превосходит советские аналоги. А вот дизайн и логотип остались прежними.  

Основная задача, которая сегодня стоит перед специалистами "Мелодии", - сохранить фонд аудиопленок. На сегодняшний день оцифровали уже больше половины архива. Сначала режиссеры проверяют пленку на брак, склеивают и ремонтируют. Никаких компьютерных программ, все происходит исключительно вручную. "К каждой пленке должен быть свой подход. Конечно пленка с годами имеет деформацию, искажается. Поэтому иногда с одной пленкой, примерно длительностью в пять минут, можно провозиться один день", - объясняет звукорежиссер Ирина Новожилова.

По сути, "Мелодия" была монополистом на рынке звуковой индустрии. Здесь не только выпускали пластинки, кассеты и диски, но и записывали голоса. Как правило, народных исполнителей. "Я еще помню свои первые пластинки быстроиграющие, 78 оборотов. Потом уже были миньоны, потом были долгоиграющие пластинки. Но всему этому предшествовал уровень, были профессиональные музыкальные редакторы, влюбленные в музыку, исполнителей", - вспоминает народный артист СССР Иосиф Кобзон

А вот для рок-исполнителей в студию звукозаписи вход был заказан. Бунтарей и авангардистов советская цензура не любила. Поэтому вопросы здесь зачастую решали коньяком и шоколадом. "Под это дело можно было туда проникнуть и попутно еще записать пару каких-то своих песен. Непосредственно за хорошее отношение к звукорежиссерам. И в таком быстром темпе, чтобы тебя не застукали и не выгнали", - говорит солист группы "Земляне" Сергей Скачков.

Впрочем, даже сегодня находятся исполнители, которые мечтают издать свои песни под брендом "Мелодии". Например, недавно свои записи принесла знаменитая оперная дива Хибла Герзмава.

Свой 50-летний юбилей фирма "Мелодия" встречает на подъеме. После четвертьвекового затишья собираются снова запустить собственное производство. Беда в том, что оборудование для печати пластинок устарело. Но, видимо, не безнадежно, потому что во всем мире винил производят на такой же "возрастной" технике, не теряя в качестве.  

Анна Пешехонова, Шуан Нури. "ТВ Центр".